Новости Рязанской митрополии

8 Декабря 2015

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк - о святости материнства, об отношении к женщине в христианстве:

Мы часто говорим много высокопарных слов о материнстве, о святости материнства, о том, сколь значительна роль матери в жизни каждого из нас, о подвиге матери. Однако мало кто задумывался, каким образом понятие Матери обрело столь возвышенный ореол, а к женщине стали относиться как к полноправному члену общества.

В древности ситуация была совсем иная. Даже несмотря на культ матери, свидетельство которому археологи находят во многих культурах, положение самой женщины было весьма незавидное. Многие историки сравнивают жизнь женщины в Древней Греции с существованием рабыни или полурабыни. Гречанка, а затем и римлянка занимали в доме самое скромное место (так называемый гинекей, который располагался на «задворках» или втором этаже). И появлялись, как бы мы сказали сегодня, «на людях» в исключительных случаях.

Величайшие умы древности оставили по себе вполне критические суждения о женщинах как таковых. Пифагор почитал женщину «олицетворением разрушающего хаоса». «Любая благая идея может быть омрачена женским влиянием», – полагал он. По мнению Аристотеля, «активная творческая форма – вот участь мужчины, женщина же по своей сути – бесплодная инертная материя, не имеющая души и посему не может быть отнесена к настоящим людям».

У древних египтян, шумеров, индусов и китайцев подобная картина, конечно, со своими национальными особенностями, – в более или менее смягчённом варианте. То же – и во времена Ветхого Завета. В Евангелии от Матфея в его рассказе о Чуде пяти хлебов и двух рыбках говорится: «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей». А в Евангелии от Марка ещё более кратко: «Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей».

Мы с Вами также помним, как начинается Евангелие от Матфея: «1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его и так далее». Нигде нет ни слова о женщине, о матери.

В древнем ветхозаветном мире к женщине относились как к неполноценному существу.

И только с пришествием в мир Спасителя, с чуда Рождества Христова, с Благой вести, с началом Евангелия имя матери становится священным. Дева Мария родила Сына – Спасителя мира Иисуса Христа. С тех пор Она стала восприниматься как Мать и Покровительница всего человеческого рода. На Голгофе с Креста Христос вручает Пресвятой Богородице в сыновья и дочери всех людей, всех чад Божиих: «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19:26-27)

Мать видела страдания своего Сына возлюбленного. Она с самого начала знала, ЧТО Ему предстоит. Пророчество старца Симеона Богоприимца свершилось над Пресвятой Богородицей, оружие прошло Ей душу. Её крестоношение началось задолго до Голгофы. И всё претерпев с великим смирением и мужеством, Она приняла под свой Омофор всё человечество.

Пресвятая Богородица стала высшим символом материнства и всей Своей жизнью, Своим пресветлым образом навсегда изменила отношение человечества к женщине и матери.

Опубликовано на ashurbeyli.ru