Новости Рязанской митрополии

3 Февраля 2016

На пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора 3 февраля 2016 года состоялась канонизация архиепископа Серафима (Соболева). Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию владыки, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. После оглашения Деяния о прославлении члены Собора пропели величание новопрославленному святому.

Архиепископ Серафим (Соболев), в миру Николай Борисович Соболев – известный иерарх Православной Церкви, много трудившийся на благо Православной Церкви в России и Болгарии, при жизни почитавшийся как прозорливец и чудотворец, автор множества трудов, в том числе книги «Русская идеология».

Николай Борисович Соболев родился в Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года, был назван в честь святителя Николая Чудотворца. В семье было еще 11 детей, но большинство из них умерли в раннем возрасте. Мать маленького Коли была женщиной глубоко верующей, и свою веру старалась передать сыну. Владыка всегда с особой любовью и теплотой вспоминал о матери, о ее горячих молитвах к Богу.

Николай окончил церковно-приходскую школу, в 1900 году - духовное училище, причем он был первым по успеваемости в выпуске. Когда он учился в школе, там произошел случай, ярко характеризующий личность будущего архиерея. Однажды учитель по арифметике объяснял у доски очень трудную задачу. Объяснив, он спросил класс: «Поняли?» В ответ последовало молчание... И после вторичного объяснения опять спросил: «Поняли?» Опять последовало молчание... Учитель стал объяснять в третий раз, но итог оставался прежним. Учитель очень рассердился и в раздражении крикнул: «Ну, кто из вас дурак, выходи на середину!» Николай тотчас вышел и стал перед ним.

«Разве ты, Соболев, дурак?» — спросил изумленный учитель. — «Да, дурак». — «Какой же ты дурак, ты умный, хороший мальчик. Ступай на место»... Поступок мальчика так поразил его, потому что Николай отлично учился и окончил училище первым учеником. Так еще в детстве проявлялось то дивное смирение, которым всю жизнь обладал Владыка. На нем исполнились его любимые слова, которые он часто повторял своим духовным чадам: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5:5)

По окончании духовного училища будущий владыка поступает в Рязанскую духовную семинарию. К окончанию обучения он уже лелеет желание стать монахом, но смиряется, когда мать решает женить его. Но сватовство каждый раз расстраивается, и мать дает благословение на поступление сына в Петербургскую Духовную Академию.

В свою бытность в Санкт-Петербурге он посещал и получил благословение Иоанна Кронштадтского, впоследствии прославленного в лике святых. Когда он студентом Академии, однажды гостил у своей сестры Вари. В один из дней у нее началось носовое кровотечение, которое было настолько сильным, что грозило смертельным исходом. Родные стали просить Николая помолиться, так как медицинской помощи вблизи не было, и больше надеяться было не на кого. Он подошел к сестре с молитвой, перекрестил ее – и кровотечение тут же прекратилось.

6 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь Серафима Саровского; 18 марта того же года был рукоположен во иеромонаха.

Новопостриженный монах Серафим предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы, в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день.

В 1911 году он назначается инспектором Костромской семинарии, через год – ректором в Воронежскую духовную семинарию с возведением в сан архимандрита.

14 ноября 1920 года на комендантском пароходе «Херсонес» он эмигрировал в Константинополь, а весной следующего года переехал в Болгарию. В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии, и летом того же года встает во главе Болгарского благочиния русских приходов. Владыка живет в тяжелых материальных условиях, от духовных и физических трудов у него развивается туберкулез. Несмотря на это, он непрестанно помогает бедным и страждущим: устраивает в больницы, инвалидные дома, помогает с питанием.

В 1934 году Председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким) епископ Серафим возведён в сан архиепископа.

Владыка вел активную публицистическую и литературную деятельность; делал доклады против религиозно-философских идей, в частности, софиологии, Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского. Последовательно выступал против экуменического движения, на Соборе в Сремских Карловцах представив доклад о недопустимости участия в этом движении Православной Церкви.

Много стараний приложил к преодолению схизмы Болгарской Церкви, завершившейся в феврале 1945 года. В этом же году вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.

Доклад в Совет по делам РПЦ представлял характеристику архиепископа Серафима, как человека аполитичного, но пользующимся уважением верующих.

Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребен в крипте под алтарём Никольского храма.

Еще при жизни к нему приходило множество верующих со скорбями и тяготами; они уходили утешенными и умиротворенными, с твердым упованием на милость Божию. Духовные чада владыки сохранили записки, свидетельствующие о даре прозорливости своего пастыря. И по смерти владыки Серафима не ослабевает поток людей, направляющийся к храму святителя Николая, в крипте которого погребен владыка Серафим.

Совместная комиссия Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) была учреждена в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года и Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 25 сентября 2015 года.