Новости Рязанской митрополии

17 Марта 2012

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во всех православных храмах износится для поклонения верующим Спасительное Древо Господне. Мы с вами, стоя у Распятия Господа вспоминаем Его Святые Страсти, которые Он претерпел за каждого из нас.

Песнопения всей Великой Четыредесятницы, а особенно воспоминания Страстных дней, наполнены глубочайшим смыслом. Воспоминая Спасительные и Искупительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, мы мысленно преклоняем колена перед той Тайной Божественной любви, которая в полноте своей излилась на весь человеческий род. Бесконечная любовь к нам Бога Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

 

С полной уверенностью можно сказать, что мы сегодня снова и снова становимся участниками тех событий и лицезреем страдания Богочеловека.

В  современном  обществе полностью размыто понятие греха как нарушения Закона Божиего. Каждый день человечество вновь наносит гвоздиные язвы Спасителю. Ежедневно многие из тех, за кого была пролита Святейшая Кровь, вновь возлагают на главу Господню терновый венец и прободают Святые ребра Человеколюбца Бога своими беззакониями.

Перед каждым из нас именно сегодня стоит выбор, по какую сторону встать – по сторону любящих Господа или по сторону хулителей Его. Господь сказал: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). И как бы в продолжение этого, в другом месте говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Всем нам необходимо, как можно чаще  обращать свой взор на Божественного Страдальца, Который безропотно взошел на Крест,  нашего ради спасения. Отрекаясь от своей самости, своего эгоизма, своих похотей и страстей, которые являются посмешищем для диавола, мы обязаны нести свой подвиг послушания Богу, подвиг молитвы, поста.

Молитва. Существует исследование одного богослова, который четко формирует аксиому: не отсутствие времени порождает отсутствие молитвы, то есть, многие жалуются на то, что в условиях нынешней суеты мирской не хватает времени на молитву. Это не так, а совершенно наоборот – отсутствие молитвы порождает отсутствие времени! Каждый из нас не раз замечал, что по-иному проходят дни, начавшиеся с молитвенного обращения к Богу, в отличие от дней, прошедших без оной.

Пост. Что значит пост? Пост – это хранение себя от всего греховного. Пост, прежде всего, должен быть духовным, а не плотским. Есть хорошая пословица, которая звучит так: «Постись духом, а не брюхом!». Святые отцы не зря называют Великий пост «весной покаяния», ибо Великим постом по попущению Божию приходят искушения или, иными словами, провокации. Эти провокации по милости Божией открывают нам всю правду  о нас.  Мы предстаем сами пред собой и пред  Богом такими, какими мы являемся на самом деле. Под  действием искушений и скорбей наше сердце начинает таять, словно залежалый снег при первых лучах весеннего солнца. У нас созревает серьезное и таинственное чувство вины перед Господом, и мы, влекомые совестью, притекаем к Таинству покаяния.

Послушание. Любое богоугождение является послушанием Богу, тем паче – богослужение.  Дети, слушаясь своих родителей, научаются послушанию Богу. Мы же, как дети,  должны быть в послушании тому, кого Сам Господь поставил над нами.

Да  будем,  братья и сестры,  в эти святые дни Великого поста молиться усерднее, принося Господу приятный пост, не озлобляясь на ближних, как можно чаще посещать церковные богослужения, которые пропитаны духом покаяния.

"Покаяние человека, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – это Божий праздник". Что может быть приятнее страждущему за нас Господу, как не наша искренняя сердечная любовь и глубокое чувство покаяния, принесенное Ему? Омывшись в купели Святого Крещения, получив дары Духа Святого и безропотно взяв свой жизненный крест, спасемся от вод потопа диавольского, как некогда Ной спасся в Ковчеге, сделанном  из дерева гофер, от всемирного потопа. Аминь.

Из учебной проповеди студента III-го курса Рязанской православной духовной семинарии Павла Нейгума