Новости Рязанской митрополии

4 Марта 2014

Богослужебное употребление Великого канона впервые зафиксировано  в памятниках студийской традиции. В Иерусалимском уставе, используемом Церковью и сегодня, сохраняется традиция пения Великого Канона по частям на великом повечерии первой седмицы Великого поста и полностью на пятой седмице на стояние Марии Египетской.

Великий покаянный канон пера св. Андрея Критского – шедевр византийской духовной поэзии. Он состоит из 250 тропарей и 11 ирмосов и по результатам исследования палестинской гимнографии  изначально являлся целостным произведением. Святой Андрей автор большинства канонов византийских двунадесятых праздников. Они включены в состав современных Богослужебных книг.

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI начала XII веков. Служба Андрея Критского содержится в Минее XII века.

Святой Андрей был родом из Дамаска. Будучи немым до семилетнего возраста, получил дар слова после приобщения Святых Таин. На четырнадцатом году жизни прибыл в обитель Саввы Освященного, откуда был взят в Иерусалимскую Патриархию на должность письмоводителя.

В 679 году путешествовал в качестве местоблюстителя Патриаршего Престола на шестой Вселенский Собор. Вскоре был рукоположен в диаконы великой Софийской церкви, исполняя также обязанность «питателя сирот». При императоре Юстиниане II был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался в 712 году.

Великий канон - это история грехопадения и путь покаяния, верные для каждой человеческой души. Произведение, написанное от первого лица, придает описываемым событиям драматизм.

Вместе с автором мы возвращаемся к первозданному миру, оценивая,  каким человек должен был стать и каким стал. Переживание  событий ветхозаветной истории как событий своей собственной жизни ощущается не как поэтическая метафора, а как необходимость увидеть истоки своего бытия и падения. Покаянный канон придает далеким событиям Священной истории глубокий личностный смысл. Они показаны, как символическое отображение тех состояний, которые бывают у каждого человека. Трагедия греха и преступление первых людей непослушанием Богу, наша всеобщая трагедия. Сеть, из которой каждому возможно выбраться только с помощью Божией. Ощущение своей  слабости показано как одно из краеугольных устремлений немощной и поврежденной души к своему Спасителю. Жизнь человеческая явлена как ристалище борьбы за собственное сердце.

Несомненно, Великий канон ясно отображает окаменение души неспособной ощутить необходимость спасения и глубину своего повреждения, без покаяния, любви к Богу и людям.

Это действенный способ отобразить спасительный путь людей от начала времен к своему Спасителю на собственной душе, устремившейся в поисках спасения к этому безупречному зеркалу. Это особенно важно теперь, когда современный мир всеми силами старается заглушить в человеке покаянное чувство.

Каждый из нас может прибегнуть к этому спасительному средству, и, несомненно, получить духовную помощь в своей духовной брани.