Новости Самарской митрополии
Сегодня корреспондент нашего сайта беседует с заместителем председателя Отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской Епархии, кандидатом педагогических наук, доцентом Еленой Павловной Бельчиковой о преподавании азов православной культуры в наших школах.
- В чем разница между ситуацией начала «нулевых», когда внедряли предмет «Основы православной культуры» и сегодняшним днем?
- Подготовку учителей по курсу «Основы православной культуры» мы начали с 2003 года. Параллельно с этим готовили учебно-методические материалы: как самой программы, так и нужные для преподавания курса. В 2004 г. мы начали вводить «Основы православной культуры» для всех школ, которые хотели бы начать изучение этого предмета. Первоначально нам было разрешено вести его как факультатив. Затем там приняли решение провести эксперимент: можно ли ввести данный курс в школьную программу. Тогда в нашем эксперименте принимали участие учащиеся начальной школы, а также пятых - шестых классов 55-и школах.
Надо сказать, что в то время мы подготовили серию учебно-методических пособий, хрестоматию по каждому классу и «Священную азбуку «Кириллица» - это азбука церковнославянского языка. Самарский вариант программы отличается от основных программ тем, что мы попытались интегрировать ее совместно с базовыми курсами начальной школы. То есть при изучении «Основ православной культуры» этот курс выступал с одной стороны как пропедевтический для изучения литературы, чтения начальной школы, а с другой стороны - как обобщающий и дополняющий материал. Весь этот комплект был выстроен по двум линиям. Первая - культурологическая, историческая, библейская, катехизационная. Вторая - оценочная или, как в научном мире говорят, аксиологическая, нравственная. Соответственно и наши учебно-методические пособия отражали эти линии...
- А насколько они соответствуют требованиям Минобразования?
- Наши программы и учебно-методические комплекты по начальной школе прошли аккредитацию в Министерстве образования и науки Самарской области и получили рекомендацию к использованию на территории нашей области. По этим учебникам работает ещё Оренбургская область. Мониторинг, проведенный независимыми психологами, показал: у детей исчезают фобии, у них, появляется уважение к товарищам, например, они перестают давать клички друг другу. Есть, к сожалению, дети – изгои, так во всех школах бывает… И именно к ним меняется отношение у других детей. Понятие «изгой» исчезает благодаря доброте, являющейся главной осью предмета.
Еще нас порадовало то, что на наших уроках дети успокаиваются. Им уроки нравятся, потому, что, как они сами говорят, это «уроки добра». В них - обращение к самому сердцу ребенка. Он становится более искренним и стремится не только «хорошо отвечать» по заданному предмету, а вникнуть в него.
В 2007 году на коллегии Министерства образования был заслушан отчет по эксперименту. После чего материалы были одобрены к использованию в школах Самарской области. Кроме того, наш учебно-методический комплект прошел еще одну экспертизу в Москве на конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и получил приз за лучший издательский проект. В последнее время ситуация немного ухудшилась, поскольку некоторые школы прекратили работать по «Основам православной культуры». Осталась только работа не в рамках уроков.
- С чем это связано?
- Это связано с введением государственных экзаменов. Раньше этот входил в региональный компонент образования, но со временем исчезла возможность так его преподавать. Поэтому в некоторых школах он сохранился только как факультатив, с первого по девятый класс.
Но слава Богу, сегодняшняя ситуация выглядит лучше. Мы получили письмо Министерства образования и науки Самарской области, которое предоставляет возможность с сентября 2015 года преподавать «Основы православной культуры» как самостоятельный предмет в рамках внеурочной деятельности со второго по седьмой класс.
Будем надеяться, что тенденция укрепится, и можно будет говорить о курсе «Основы православной культуры» как о самостоятельном предмете.
- Это требует немалых усилий в подготовке учителей…
С учителями «Основ православной культуры» мы действительно провели большую работу. Вовлекали их в экспериментальную, исследовательскую, обобщающую деятельность. В итоге многие из них стали победителями социального проекта «Лучшие учителя Самарской области в рамках национального проекта «Образование». Кроме того, публикации учителей, с которыми мы работали, размещены в сборниках международных, всероссийских и межрегиональных конференций. Это говорит о том, что тема востребована.
-Сколько школ области в целом и наших крупных городов в частности выбрали курс ОПК?
…- В начале хочу пояснить: есть еще и другой подход. Это введение «Основ православной культуры» в рамках «Основ религиозной культуры и светской этики», который был внедрен в школах Самарской области с 2013 года. Интересно, что первоначальный выбор наши школы сделали не в пользу «Основ православной культуры», а в пользу «Основ светской этики». Тогда было только 11 процентов школ, по нашей Самарской области, выбравших «Основы православной культуры», а остальные родители выбрали «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
- Почему так мало?
- По ряду причин… Во-первых, и учителя, и родители не обладали информацией о модулях, а модули это - «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы светской этики», «Основы религиозных культур». Тогда они не владели ситуацией и не знали, что под вывеской «этики» скрывается обыкновенный атеизм. Усилиями прежде всего митрополита Самарского и Сызранского Сергия и Отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии удалось несколько изменить ситуацию. На следующий год уже 25 процентов школ выбрали «Основы православной культуры» в рамках ОРКСЭ. Надо отдать должное, что здесь нашим митрополитом было принято очень мудрое решение - ввести институт кураторов-священников.
-Что это такое?
- Куратор-священник призван вести разъяснительную работу по курсу «Основы православной культуры», помогать учителю в подготовке уроков и самое главное, осуществлять просветительскую работу среди учащихся школ по духовно-нравственному воспитанию.
- А сколько сейчас примерно кураторов?
- У нас есть кураторы-священники в городе Самаре, в городе Тольятти, в городе Сызрани и в прилегающих к нему районах, в городе Октябрьске, в Шигонском районе, и в Сызранском районе. И сейчас мы работаем над тем, чтобы они появились и в городе Новокуйбышевске, Ставропольском районе, в Жигулевске. Трудность в том, что на каждого куратора-священника приходится пять-семь школ. Сейчас только по городу Самаре свыше 40 кураторов-священников. И они принимают очень активное участие в работе родительских собраний, объясняя сущность и назначение курса «Основы православной культуры».
- Верная позиция городских департаментов образования Тольятти, Самары, Сызрани, Владыки - митрополита священников–кураторов в корне поменяла отношение. И уже в этом учебном году у нас 45 процентов школ, находящихся на территории епархии, выбрали «Основы православной культуры».
Что будет дальше - жизнь покажет.
По благословению Владыки мы провели семинары для директоров школ: в Самарской Православной духовной семинарии, в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка, а также семинар для учителей «Основ православной культуры». Сам Владыка несколько раз встречался и с министром образования и науки Самарской области, и с руководителем департамента образования города Самара, с главой нашего города для обсуждения вопросов, связанных с духовно-нравственным образованием школьников. И сейчас директора школ, завучи школ, учителя стали более открыты по отношению к кураторам-священникам.
Они их воспринимают позитивно, и я думаю, что все сложности во взаимодействии между кураторами–священниками и руководителями школ окончательно уйдут в прошлое.
Большую работу по анализу учебников всех модулей провел руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Самарской Епархии игумен Вениамин (Лабутин). Он не раз выступал на всех встречах с кураторами – священниками, с руководителями образовательных учреждений, завучами по воспитательной работе, учителями. Таких встреч было более двадцати. Наш сотрудник Владимир Александрович Бархоткин проводит заметную работу по созданию презентаций. Кстати, разработанные нами презентации и уроки выставляются на сайте нашего отдела http://oroiksamara.ru/.
- Какие сложности встречают директора школ и родители при желании внедрить в программу школы этот предмет?
- Есть, конечно, трудности. Они связаны с нехваткой учебно-методических комплектов. Потому, что у нас разработан такой комплект только по начальной школе. Но сейчас мы работаем над материалами по пятому, шестому, седьмому классу совместно с презентациями, с хрестоматией, рабочими тетрадями.
Будем надеться, что наша работа, пойдет в помощь не только учителю «Основ православной культуры» но и учителю литературы, истории, классному руководителю для проведения воспитательных мероприятий.
И тогда свой главный выбор в жизни сделают тысячи и тысячи наших семей.
Беседовала Алена Конавец