Новости Самарской митрополии

13 Мая 2015

2 мая, в день памяти блаженной Матроны Московской, в 63-ю годовщину ее преставления и 16-ю годовщину канонизации митрополит Самарский и Сызранский Сергий совершил Божественную литургию в храме во имя святой блаженной Матроны Московской г. Самары.

После крестного хода вокруг храма Высокопреосвященнейшего Сергия приветствовал настоятель храма иерей Дионисий Левин. Затем владыка Сергий обратился с архипастырским словом к участникам богослужения: «Дорогие братья и сестры, отец настоятель, поздравляю вас с престольным праздником, с днем памяти святой блаженной Матроны Московской.

Верующий человек всегда обращается к Богу. Ощущение высшей правды, справедливости, искание чистоты и святости – все присуще верующему человеку. Верующий человек может возвыситься до Богоподобия, явить Божественную славу. Шествуя в мировом пространстве, он обращается к Богу, являя миру уникальные образы святых. Но, бывает, иногда падает и тогда долго не может встать с колен. Упавшему и желающему подняться на помощь приходят святые.

Святые – это маяки Божии, которые указывают, как нам правильно и свято жить. Они являются на нашем небосклоне для того, чтобы управить нашу жизнь и определить нашу судьбу. Вот и блаженная Матрона, которая совсем недавно была прославлена, явила особую милость к люду московскому. К пустому колодцу, по пословице, люди не пойдут. К святой Матроне стекались люди из многих уголков страны, чтобы встретиться с ней, передать ей свою скорбь, попросить ее молитв. И получали просимое. В основе почитания святой Матроны Московской – ее страстотерпческая жизнь, жизнь, преданная Господу.

Мы всегда ищем общения с людьми нам подобными. При этом мы хотим, чтобы такие люди были справедливыми, честными. Но при этом забываем, что мы сами-то несовершенны, далеки от правды Божией. Путь же к совершенству, к правде Божией - через пробуждение духовного начала, через веру, которая в человеке от рождения. Главное - воспитывать веру в человеке сызмальства. И слава Богу, что в этом духовно-просветительском центре мы имеем возможность воспитывать у детей православную веру.

Но вера – это не панацея от всех бед, это осознание себя как человека. Человек состояться человеком без Бога не может. Только в Боге человек ощущает высшую Божественную правду. При этом важен и внешний фактор - культура, традиции, наша история и все то, что созидалось в течение веков благодаря вере.

Народ сохраняется тогда, когда он имеет веру в Бога. Если же народ утрачивает веру, он превращается в толпу. Ни идеология, ни какие-либо мировоззренческие системы не могут определить исторический путь народа.

Мы с вами помним повествование Евангелия о том, что еврейский народ, приветствуя входящего в Иерусалим Христа, восклицал: «Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Евангелист пишет, что это был народ. Но когда на суде у Пилата эти же люди кричали «Распни, распни Его!», то тот же евангелист говорит, что это была уже толпа.

Вот чтобы нам не превратиться в толпу – надо хранить веру. Надо прививать эту веру детям. Тогда они будут вам благоприятны в течение вашей жизни, они будут знать, что такое ответственность, будут ценить труд старших, уважать ближних, будут ценить достижения культуры, традиции своего народа.

Вера – это наше основное народное достояние, наше национальное самосознание, это то, что нас отличает от западного человека. Мы никогда не войдем в цивилизационное пространство западного мира. Да и он, этот западный мир, нас не воспримет. Это уже определено в веках, определено историей и высказано нашими святыми.

Чтобы мы могли сохранить себя в этом мире, Бог дает нам образы святости через Своих Богоугодных людей. И мы им подражаем, им молимся, они наши предстатели. Так и в обыденной жизни бывает, когда младший подражает старшему. И учится от него, возрастая в меру возраста старшего, стремясь достичь определенного уровня нравственного совершенства – не только интеллектуального, но и духовного.

Даже не обладая большим достатком, но имея восприятие мира, как нечто Божественное, таинственное и радостное, человек полнится радостью бытия. За этой радостью следует реальное познание Божественного измерения, в которое человек однажды войдет после этой земной жизни.

Необходимо возвышаться в образ Божий. А это достигается чрез труд, через усилия. Так было, так есть и так будет всегда. Дай Бог, чтобы святая блаженная Матрона помогала нам в нашей жизни, в наших испытаниях, чтобы мы стремились к познанию Бога, становились ближе друг к другу, а значит - возрастали в меру возраста Христа.

Христос Воскресе!»