Новости Самарской митрополии

15 Февраля 2014

26 января 2014 года Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Самарской и Сызранской епархией в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Института международных социально-гуманитарных связей была проведена дискуссионная площадка «Основные направления деятельности православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России». В работе площадки приняли участие ученые, педагоги, методисты, магистранты, аспиранты, специалисты в области религиозного образования учреждений общего и высшего профессионального образования, представители религиозных организаций, а также другие специалисты, занимающиеся проблемами образования и науки, всего около 150 человек из разных регионов России: Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Калининграда, Рязани, Оренбурга, Екатеринбурга, Иванова, Тамбова, Новосибирска, Перми и др.

Цель дискуссионной площадки: консолидация научного и педагогического сообщества для решения проблем религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

Программа дискуссионной площадки включала работу Пленарного заседания и тематических секций.

Дискуссионная площадка прошла под председательством митрополита Самарского и Сызранского Сергия.

Ведущими дискуссионной площадки были архимандрит Георгий (Шестун), зав. кафедрой педагогики Самарской Духовной семинарии, доктор педагогических наук; Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор; Журко Владимир Иванович, ректор Института международных социально-гуманитарных связей (ИМСГС), кандидат исторических наук, профессор.

Дискуссионную площадку курировала Шестакова Светлана Михайловна, координатор по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, кандидат философских наук.

В рамках дискуссионной площадки работали три секции: секция 1. «Основные направления поддержки научным сообществом развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России».

Ведущие:

- архимандрит Георгий (Шестун) – заведующий кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), действительный член Петровской академии науки и искусств (ПАНИ), доктор педагогических наук, профессор;

- Слободчиков Виктор Иванович – член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор;

- Журко Владимир Иванович –ректор Института международных социально-гуманитарных связей кандидат исторических наук,профессор;

- Захарченко Марина Владимировна – профессор Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, доктор философских наук;

- Бычкова Виктория Анваровна – проректор по развитию Института международных социально-гуманитарных связей, кандидат экономических наук,

Куратор секцииСемёнова Елена Юрьевна – руководитель представительства ИМСГС в Голицино.

Секция 2. «Концептуальные основы педагогической деятельности в сфере религиозного (православного) образования и духовно-нравственного воспитания».

Ведущие:

- Петракова Татьяна Ивановна – профессор Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук;

- Меньшиков Владимир Михайлович – заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, доктор педагогических наук;

- Шестакова Светлана Михайловна – координатор по научно-методической работе ОРОиК РПЦ, кандидат философских наук, доцент.

Кураторы секции: Дивненко Ольга Владимировна – начальник отдела науки и аспирантуры ИМСГС, кандидат педагогических наук, доцент; Петошина Елена Ивановна – начальник отдела правой, кадровой работы и делопроизводства ИМСГС.

Секция 3. «Организационные формы работы православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России».

Ведущие:

- архимандрит Вениамин (Лабутин) – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии;

- игумен Киприан (Ященко) - кандидат педагогических наук, ректор Высших Богословских курсов при Московской Духовной академии;

- протоиерей Сергий Коротких – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии;

- игумен Никодим (Шматько) – проректор Высших Богословских курсов при Московской Духовной академии;

- Комаровская Елена Петровна – зав. кафедрой «Менеджмент в образовании» ИМСГС, доктор исторических наук, профессор.

Кураторы секции: Массова Галина Фёдоровна – зав. научным сектором Центра дополнительного образования ИМСГС, кандидат педагогических наук; Щебланова Татьяна Владимировна – зав. библиотекой ИМСГС; Барамзина Татьяна Ивановна – зав. сектором научного отдела ИМСГС.

Открывая Пленарное заседание, заведующий кафедрой педагогики Самарской Духовной семинарии, доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун) указал на важность осуществления цивилизационной миссии Русской Православной Церкви для исторического развития народов и цивилизаций, значимость ее образовательного и воспитательного потенциала. Многие деятели Русской Православной Церкви имеют научные степени и звания, обладают большим педагогическим опытом, что является предпосылкой к объединению сил и возможностей научного сообщества и Церкви.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, обратившись к присутствующим с приветственным словом, подчеркнул, что неотъемлемой частью сферы образования должно стать приобщение молодежи к богословию как к великому наследию, способствующему сохранению и приумножению знаний, традиций, духовных, исторических и культурных ценностей стран и народов, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. В своем выступлении Владыка Сергий сформулировал проблемы, результативность решения которых зависит от слаженной совместной работы научного, педагогического сообщества и Церкви.

Ректор ИМСГС, кандидат исторических наук, профессор В.И. Журко рассказал об обучении по магистерским программам по направлению подготовки «менеджмент» целевых групп, сформированных Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Представив результаты социологического исследования «Иерархия ценностных ориентаций молодежи», В.И. Журко указал на значимость воспитательной роли вуза, а также необходимость взаимодействия всех социальных институтов для формирования духовно развитой личности на основе православных традиций.

В ходе работы дискуссионной площадки выступили:

Архимандрит Вениамин (Лабутин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии, заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий, кандидат богословия;

протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти, заведующий кафедрой теологии Самарского государственного университета путей сообщения, доктор философских наук;

игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, ректор Высших Богословских курсов при Московской Духовной академии;

протоиерей Сергий Рыбаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии;

Битянова Марина Ростиславовна, кандидат психологических наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет);

Захарченко Марина Владимировна, профессор Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, доктор философских наук;

Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой «Философия» Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор философских наук;

Петракова Татьяна Ивановна, профессор Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук;

Янушкявичене Ольга Леонидовна, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; доктор педагогических наук;

Меньшиков Владимир Михайлович, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

Розина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета);

Слободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор, представил доклад на тему «Проблемы совместной деятельности научного сообщества и православной общественности»;

Тишков Михаил Борисович, директор Православной классической гимназии «Радонеж» и др.

В центре внимания участников дискуссионной площадки находились проблемы воспитания подрастающего поколения, укрепления семьи и семейных ценностей, совершенствования системы образования и просвещения, привлечения внимания широких слоев населения к исторической роли богатейших культурных и духовных традиций Православия в формировании и укреплении российской государственности. В частности, обсуждались следующие вопросы:

- расширение участия Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания;

- разработка педагогической концепции Русской Православной Церкви;

- определение организационной модели консолидации православного научного сообщества, занятого в сфере православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;

- преодоление отрыва реальной практики духовно-нравственного воспитания от научных разработок в этой сфере;

- непрерывность православного образования (начиная с дошкольного и включая поствузовское);

- разработка понятийного аппарата православного образования и воспитания;

- подготовка преподавателей и воспитателей православного образования и духовно-нравственной сферы;

- создание образовательных программ для реализации целей и задач православного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

Итоги работы дискуссионной площадки были обобщены в резолюции:

«Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», рассматривая Русскую Православную Церковь как субъекта образовательной сферы, предоставляет ей возможность участия в реализации основных образовательных программ любого уровня и направленности, расширяет сферу ее взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами, органами управления образованием.

Все это требует разработки единого концептуального подхода к определению педагогического основания, общецерковной позиции в разнообразных вопросах педагогического обеспечения образовательной деятельности Церкви, Ее взаимодействия со всеми субъектами образования.

В связи с этим участники дискуссионной площадки принимают следующие решения:

  • Продолжить разработку Педагогической концепции Русской Православной Церкви.
  • Рекомендовать создание Общественного Ученого совета в качестве организационной структуры консолидации православного научного сообщества и Церкви по поддержке религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
  • Рекомендовать состав рабочей группы по созданию Общественного Ученого совета.
  • Поручить рабочей группе разработать пакет нормативно-правовых и программных документов совместной деятельности сообщества и Церкви для представления Председателю Синодального Отдела религиозного образования и катехизации и после утверждения направить в митрополии, епархии.
  • Разработать план мероприятий по внедрению проекта совместной деятельности православного научного сообщества и ОРОиК РПЦ по поддержкеразвития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России (включив создание постоянно действующего научного семинара при Отделе по вопросам православной педагогики, открытие рубрики «Научное сообщество в поддержку религиозного (православного) образования» на сайте Отдела, создание информационной базы обмена опытом православного научного сообщества по рассматриваемым вопросам, вопросы финансирования и другие)».
  • Фото