Новости Симбирской митрополии
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в епархиях Русской Церкви проходит обсуждение проекта документа «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.
Мы публикуем сам текст документа и приглашаем всех заинтересованных лиц присылать отзывы на адрес: arxangelskij.n@bk.ru
Первые отзывы уже поступают. С ними можно ознакомиться ниже.
Протоиерей Николай Архангельский.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 10, 16). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 18-21). Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.
Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми, тяжелое положение несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, стремительный рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь,если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях, а посягательство на жизнь, здоровье и нравственное состояние детей – доказанным.
Кроме того, очевидно, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них -это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей. В православной пастырской традиции накоплен огромный потенциал помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот потенциал должен быть в большей степени задействован в современном обществе.
По отношению к малолетним правонарушителям необходимо применять не карательный, а реабилитационный подход с привлечением квалифицированных психологов и педагогов. Существует необходимость изменения системы наказания несовершеннолетних преступников, дабы оно не приводило к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем.
Современная западная система ювенальной юстиции в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что подчас приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом.
Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны,расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде государств введение ювенальной юстиции противоречит основам национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.Законодательные гарантии прав ребенка базируются на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания детей и защиты их прав. Семейное законодательство также исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела, обеспечения прав всех членов семьи,возможности судебной защиты этих прав. Вне зависимости от того, насколько введение или функционирование системы ювенальной юстиции противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить ее с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения.
Церковь призывает с осторожностью подходить к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции и оценивать ее нововведения с точки зрения христианской морали. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества.Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.
Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые,физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети.
Церковь напоминает, что в ряде стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой – действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства. Впрочем, и данная система нуждается в гражданском контроле,который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи. В связи с этим может потребоваться доработка правовых актов и практики правоприменения в отношении несовершеннолетних.При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации.Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям.Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.
Создание ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети.Известны факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых или необъективных критериев, как «недостаточный уровень материального благосостояния», «низкое развитие ребенка», «ненадлежащее воспитание» или «психологическое насилие». Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой дети будут стимулироваться подавать жалобы в правоохранительные органы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий особенно опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола.
Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.
Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам юридической защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию их общения с противоположным полом и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред нравственному или телесному здоровью ребенка.
При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи,православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.
http://www.msobor.ru/doc.php?id=71
ОТЗЫВЫ
Мы, настоятель и прихожане храма Святителя Николая с.Булгаково Уфимской епархии поддерживаем обеспокоенность нашей Церкви в том, что в России внедряется Ювенальная юстиция. Мой дом - моя крепость. Так было, и семьи сами решали, как строить жизнь, как кормить, одевать, воспитывать детей. И мы не хотим, чтобы в наши семьи бесцеремонно вторгались, навязывали нам нормы жизни и поведения. Особое недоумение вызывает тот факт, что закон о ювенальной юстиции еще не принят, а уже существуют омбудсмены, есть факты изъятия детей из семей. В школах раздаются «телефоны доверия» на всякий случай, а вдруг родители обидят. Детей приучают к мысли, что доносы это норма. Россия всегда была самобытной страной, имеющей проверенный столетиями опыт воспитания детей и семейных устоев. Именно на них были воспитаны великие русские мыслители, писатели, поэты и художники. Даже наши сказки проникнуты атмосферой почитания родителей – «матушка» и «батюшка» обращаются в них дети к родителям и просят благословения. Мы православные христиане хотим воспитывать своих детей на Заповедях Божиих. Большинство из нас имеет детей, внуков, есть молодые семьи, только начинающие свой совместный жизненный путь. Нам важно знать, что у семьи в России есть будущее. Просим священноначалие выступить инициатором обращения ко всем ветвям власти о недопустимости принятия ювенальной юстиции.
Священник Алексий Шляпин
Цитата: «...основанного на богоустановленных ценностях...» В церковных документах неуместен такой светский жаргон. Надо говорить прямо: «основанного на заповедях и повелениях Бога».
Цитата: «...Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям...» Родители действительно ответственны за детей перед Богом. Но, в данном случае взят неверный акцент для документа, в унисон с самой ювенальной юстицией. Ведь, очевидно, что ювенальная юстиция направлена не против ответственности родителей за детей, а наоборот, против Заповеди о почитании детьми родителей. Именно это и следует в первую очередь обличить. Более того. И ответственность родителей за детей ювенальная юстиция гипертрофирует и искажает. Ведь, родители ответственны за детей именно перед Богом. Ювенальная же юстиция вменяет им ответственность перед государством, перед обществом, перед ювенальной системой (которая фактически является структурой, параллельной государству и неподотчётной обществу, т. е. враждебной и государству и обществу) и перед самими детьми. Это подмена, искажение Богом установленного порядка и Богом данных прав родителей. Это также следует обличить.
Цитата: «...Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества...» Пусть это и так. Но, зачем в церковных документах апеллировать к «благополучию общества»?! Ведь, это именно церковный документ. А дело Церкви – забота о небесном, о вечном спасении конкретных людей. А не о «благополучии общества», т. е. земном. Проще говоря, зачем лукавить и выставлять не те мотивы, которыми Церковь на самом деле руководствуется?!
Цитата: «Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми... Церковь... признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей...» Цитата: «Церковь призывает с осторожностью подходить к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции...» С этим не согласен. Ведь, очевидно, что ювенальная юстиция – это диавольский план, удар против семьи, на разрушение семьи. Очевидно же, что сами семьи, имеющие детей, этого не хотят; значит, есть внешние по отношению к семьям силы, которые этого хотят. Т. е. это враждебный семье план, явное зло. Которое, разумеется, прикрывается благовидными предлогами, такими как «жестокое обращение родителей со своими детьми». Нельзя проявлять солидарность этой системе, поддерживая благовидные предлоги, которыми она прикрывается. Напротив, Церкви следует прямо констатировать, что если жестокое обращение родителей с детьми и имеет место, то в данном случае со стороны ювенальной юстиции это выставляется лишь как прикрытие их диавольского плана. Вспомним, как Апостол Павел изгнал беса из бесноватой служанки, которая возглашала формальную правду: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Однако, Апостол «Вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16, 18). Т. е., даже правду от беса он слушать не захотел. Церкви следует занять однозначно определённую и максимально твёрдую позицию против ювенальной юстиции и вообще ювенальных технологий как противоречащих Заповеди Божией о почитании родителей (Исх. 20, 12), направленных на разрушение семьи, виновных в горе людей, разлучённых друг с другом, и в сиротстве детей при живых родителях. Т. е. Церкви следует однозначно осудить это явление, направление политики вообще, программы, проекты и речи деятелей ювенальной юстиции и исполнительную деятельность ювенальных чиновников, агентов и работников в частности как явное зло и беззаконие перед Богом. И это осуждение должно носить характер церковных прещений. Т. е. государственные деятели, включая президента и членов правительства, политики, которые проводят ювенальные технологии, чиновники и социальные работники, которые проводят их на местах и исполняют их, особенно, когда побуждают детей доносить на родителей и отбирают детей у родителей, должны быть отлучены от Церкви. Может быть, это отрезвит таких политиков и чиновников, по крайней мере, некоторых из них. Церкви ни в коем случае не следует одобрять или поддерживать введение ювенальной юстиции «не по западному образцу». Ведь, это то же самое, только более медленными темпами. Государство не имеет права вторгаться в жизнь семьи и контролировать жизнь семьи и взаимоотношения родителей с детьми. Это искажение Богом установленного порядка. Ведь, семья – это более первичная организация человечества, нежели государство, установленная ещё в Раю. Государство же появилось позднее. Поэтому, государство вправе в пределах Закона Божия контролировать отношения между семьями, но не сами семьи, не отношения в семье. Поэтому, Церковь не может признать право государства на вмешательство в жизнь семьи. Церкви следует однозначно осудить претензии государства, общества и ювенальной системы на вмешательство в жизнь семьи как превышение Богом данных полномочий, вторжение не в свою юрисдикцию. Церкви ни в коем случае не следует одобрять «умеренную» деятельность ювенальной юстиции, когда детей забирают из явно «неблагополучных» семей. Поскольку и в этом случае попирается Заповедь о почтении детей к родителям и разрушается семья. Ведь следует иметь ввиду, что дети даже самых бедных, самых «неблагополучных» родителей любят своих родителей и хотят быть вместе с родителями. И разлучение приносит горе и родителям, и детям. Кроме того, усвоение чиновникам права определять критерий «неблагополучности» фактически предаёт любую семью на произвол чиновников. Церкви следует подчеркнуть, к сведению социальных работников и работников органов опеки, что изъятие детей из семьи не допустимо ни в каком случае и осуждается как явное злодеяние, подводящее под отлучение от Церкви. Исключением может быть только: сексуальное насилие, действия развратного характера в отношении детей – в любом случае; и крайне жестокое обращение с детьми с угрозой для здоровья и жизни – только по желанию самих детей. Т. е., это только те случаи, когда семья фактически перестаёт быть семьёй. Но, для этих случаев и не нужна ювенальная юстиция, достаточно обычного базового законодательства. Короче говоря, Церкви следует однозначно и полностью осудить ювенальную юстицию как явное зло, диавольский план, направленный на разрушение семьи. И предать отлучению от Церкви всех, кто её проводит на каком бы то ни было уровне. Компромиссы с этой системой для Церкви недопустимы.
Т. е. в целом документ следует переделать.
Цитата: «Вне зависимости от того, насколько введение или функционирование системы ювенальной юстиции противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить ее с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения.» Цитата: «Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям.» В церковных документах нельзя апеллировать к «позиции религиозных общин» и «мнению населения», «национальной культуре и традициям». А если это не православные общины, не православное население, не православная культура и традиции? Церковь может апеллировать только к воле Бога, выраженной через Предание самой Церкви.
Цитата: «При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.» Согласен. Это хороший пункт. Более того. Следует выстроить работающую систему по защите семьи от произвола ювенальной юстиции на всех уровнях, начиная с приходского.
Т. е. конкретно, на основании распоряжения священноначалия:
1. Обязать благочинных при каждом благочинии создать родительский комитет, объединяющий все семьи благочиния и охватывающий все школы района, с постоянно действующей комиссией во главе. Который должен:
- регулярно проводить собрания всех родителей благочиния;
- держать под контролем ситуацию во всех школах;
- реагировать на случаи и попытки введения в школах сексуального «просвещения» и сомнительных предметов;
- принимать обращения и жалобы родителей;
- иметь телефонные номера для срочных обращений родителей;
- иметь группу быстрого реагирования для срочного выезда в семью или школу в качестве свидетелей произвола чиновников и социальных работников;
- фиксировать случаи произвола работников ювенальной юстиции и органов опеки;
- постоянно освещать ситуацию в СМИ от имени комитета;
- оказывать материальную и юридическую помощь семьям в случаях затруднений с ювенальной системой и органами опеки;
- срочно обращаться в Епархию в случае невозможности оказать материальную или юридическую помощь какой-либо семье своими силами;
- представлять в Епархию регулярный и подробный отчёт с обязательным указанием всех возникших проблем с ювенальной системой и каждой семьи, в которой возникли такие проблемы.
2. Обязать настоятелей приходов в обязательном и срочном порядке сообщать благочинному и в родительский комитет благочиния о каждом случае изъятия детей из семьи, лишения родительских прав и вообще любых затруднений какой-либо семьи с органами опеки и ювенальной системой на территории своего прихода. Для оказания материальной и юридической помощи семье, которая оказалась в беде. И для учёта ситуации.
3. Обязать благочинных в обязательном и срочном порядке сообщать в Епархию о каждом случае изъятия детей из семьи или лишения родительских прав на территории благочиния. Для оказания материальной и юридической помощи семье, которую невозможно оказать силами благочиния. И для учёта ситуации для диалога Церкви с государством.
4. Обязать Епархии в обязательном и срочном порядке направлять все эти заявления, а также отчёты родительских комитетов благочиний, в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства. Для оказания материальной и юридической помощи семьям, которую невозможно оказать силами Епархии. И для учёта ситуации для диалога Церкви с государством.
Александр Ануров
Ювенальная юстиция разъединяет единство семьи (известные исследования подтверждают), тем самым усиливает контроль над гражданами. Видимо, основной целью является вовлечь молодое поколение в сферу идеологическую и тем самым препятствовать жить по Евангелию (Кол. 3, 18-21). РПЦ уже сейчас необходимо разработать проект и предложить на рассмотрение в Госдуму. Проект, направленный на сохранение и укрепление семейного единства в исконно православной традиции. Семья есть малая церковь, краеугольный камень семьи государственной, как раз и сюда также направлены стрелы Ю.Ю. Вопрос феминизма из того же полчища. Настало время вновь объединить русские княжества, враг не слаб, а мы разрознены, уже до фундамента добираются. Но не оставит Господь с Богородицей Святую Русь. Аминь.