Новости Симбирской митрополии

Источник информации: Симбирская митрополия
24 Сентября 2013

Что происходит с современным образованием и как людям вспомнить о Боге? Ответы на эти вопросы искали на Вторых Поволжских Родительских Чтениях «Семья – очаг духовной жизни», прошедших 14-15 сентября на базе Ульяновского педагогического университета. Они собрали представителей из разных городов России. От Симбирской митрополии в них приняли участие епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор и секретарь епархиального управления Симбирской епархии, настоятель Благовещенского прихода Симбирска протоиерей Алексий Селезнев.

Известно, что в России сегодня немало общественных, в том числе и родительских организаций, ведущих колоссальную и жизненно важную для нашей страны работу. К сожалению, иногда они ищут духовно-нравственные основы своей деятельности в разного рода сомнительных духовных течениях и непроверенных направлениях современной педагогики. Дискуссия о том, что должно лежать в основе духовно-нравственного воспитания в сегодняшней российской семье, развернулась и на этих Чтениях. Отрадно, что благодаря епископу Диодору, у присутствующих все-таки была возможность услышать мнение, основанное на многовековом Предании Православной Церкви.

Странным выглядело то, что выступление представителей Симбирской митрополии программой пленарного заседания не было предусмотрено, но владыка Диодор попросил слова сам. Главной темой выступления владыки стали ответы на три прозвучавших перед этим вопроса: «Почему институт традиционной семьи терпит крах?», «Что происходит с нашим образованием?», «Когда же, наконец, люди вспомнят о том, что они дети великого Бога, Который есть Свет и Любовь?».

На последний вопрос Его Преосвященство ответил так: «Люди забыли, что они – чада Божии. Все остальное вытекает из этого. Когда мы забываем или вообще не хотим знать, что у нас есть Небесный Отец, что мы принадлежим не только к этому земному миру, но еще и к миру духовному, тогда происходит трагедия в жизни каждого человека в отдельности и народа в целом. Что было перед всемирным потопом? Почему любящий Бог вдруг погубил всех живущих на Земле, кроме семьи Ноя? Потому что, как написано в Библии, беззакония людей превзошли всякую меру. Бог воззрел на людей и увидел, что их помышления – только зло, что люди, в буквальном смысле, стали только плотью. То есть мы, люди, принадлежащие двум мирам, можем уподобиться всего лишь животным, зверям…»

Мир является ареной постоянной борьбы между силами добра и зла. И деятельность злых сил, как отметил владыка, направлена против традиционных семьи и системы образования: «Чтобы уничтожить человеческое общество, общество светлых, добрых, нормальных людей, нужно, в первую очередь, разрушить семью. Если будет уничтожена традиционная семья, то где приходящие в этот мир люди будут узнавать об окружающем их мире и о том, как правильно жить в этом мире, к чему стремиться? Все это должны давать своим детям родители с самых первых дней, горячо любя своих чад, и при этом своим личным примером, а не пустыми словами. Если родители за что-то бранят и наказывают своих детей, но не являют личного примера, то ругань и наказания – напрасны. Дети развиваются, взирая на таких родителей, дела которых расходятся со словами, и потом идут тем же путем…»

Среди факторов, разрушающих семью, управляющий Мелекесской епархией назвал современные средства массовой информации: «Что мы видим сегодня по телевидению? Включите любой канал: круглосуточно на экране клоуны, но – какие? О чем они говорят, над чем смеются? Если проанализировать их слова, понимаешь: люди на экране оскотинились полностью, потеряли всякое человеческое достоинство. И нам с вами это преподносят как норму! У нас, бывших советских людей, есть определенное, воспитанное советской системой отношение к СМИ: все, что написано и показано, – правда, так и должно быть. Я учился в советской школе и, когда пришел в первый класс, смотрел на свою учительницу именно так: все, что она говорила, я принимал за чистую монету. Она мне тогда внушила, что христианство – самая плохая религия, хотя эта учительница была очень доброй женщиной и говорила, конечно, не свои слова. И, представьте себе, я ей поверил. Но моя душа всегда искала духовной пищи, и я обращался ко многим религиям, чтобы узнать что-то о Боге. Но только не к христианству, потому что я поверил, что наша христианская религия – религия рабов и глупцов. Это яркий пример того, как человека можно обмануть. Кто нас обманывает – это другой вопрос. Важно хотя бы осознать, что работа по оболваниванию людей ведется, что идет духовная и информационная борьба добра и зла».

Но если бы дело было только в тлетворном влиянии СМИ! Особую тревогу вызывает то, что свой вклад в разрушение традиционных ценностей вносят и солидные международные организации: «Сейчас ООН проводит так называемую гендерную политику, – привел владыка Диодор яркий пример. – Если без подробностей, смысл этой гендерной политики в том, чтобы не делить людей на мужчин и женщин, а называть просто «человеческая особь». Все вы, здесь сидящие, – не мужчины и женщины, не девушки и парни, а человеческие особи. А в семье может быть два родителя (но это не мама и папа, а родитель №1 и родитель №2), но может быть, если вы захотите, и три родителя, и четыре! Самое печальное, к чему подталкивает эта политика: родители могут быть однополыми. По мнению ООН, так лучше, демократичнее, а детей (которых, конечно, не будет в таких семьях), можно брать на воспитание из детских домов. А что могут дать детям такие люди – два «папы» или две «мамы», если они уже при создании семьи противопоставляют себя всему, что можно отнести к добру и свету?!»

Крайне опасно, по мнению владыки, и устранение из образовательного процесса элементов воспитания: «Все для этого сделано и продолжается делать, под прикрытием педагогических реформ: якобы дети должны сделать СВОЙ выбор. А как ребенок будет делать свой выбор, если перед его глазами будут только плохие примеры, только зло?! Если человек редко сталкивается с проявлениями добра, первая реакция может быть, например, такая (я был сам свидетелем): в беседе со студентами говорили, что хорошо делать добро – просто так кому-то сделать добро, совсем бескорыстно. И одна студентка, забыв, что я сижу рядом, сказала: «Просто так делать добро могут только дураки»…

Какой же выход из этой ситуации видит Православная Церковь? Только личный пример: «В нашем обществе немало людей, которые поддерживают зло и всячески ему способствуют. Но мы не должны бороться конкретно с этими людьми, разжигать какую-то войну, вовсе нет. Мы должны противостоять злу своим духом, в наших сердцах должен гореть свет и светить всем, кто вокруг нас. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни воплотил слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Он приобрел мирный дух в себе, и тысячи тысяч вокруг него спаслись».

Надеемся, что слова владыки Диодора услышаны участниками мероприятия и принесут в их сердцах добрые плоды…

Раба Божия Иулиания.