Новости Смоленской митрополии

4 Апреля 2016




3 апреля 2016 года, в день памяти преподобного Серафима Вырицкого, по благословению митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в Смоленской областной филармонии прошел благотворительный концерт солисток ансамбля «Сирин» и «Узорика». Мероприятие организовано в связи с празднованием в 2016 году 150-летнего юбилея со дня рождения великого русского святого XX столетия – преподобного Серафима Вырицкого. Концерт организован усилиями настоятеля прихода в честь преподобного Серафима Вырицкого, руководителя Миссионерско-молодежного отдела Смоленской митрополии протоиерея Георгия Свитцова совместно Департаментом Смоленской области по социальному развитию, объединением «Православные добровольцы Смоленщины», администрацией Смоленской областной филармонии. Православным смолянам преподобный Серафим Вырицкий близок и дорог не только потому, что в нашем городе есть приход, созданный в честь этого удивительного святого старца, повторившего в годы Великой Отечественной войны молитвенный подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Вырицкий близок нам еще и потому, что был духовником отца Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Собранные во время концерта средства пойдут на лечение Ольги Володченковой, дочери священника Сергия Володченкова. Значительная часть средств уже собрана, но необходимы деньги на проезд и проживание в другой стране родителей девочки, ведь ей всего 10 лет…

Концерт посетили благочинный Смоленского городского округа протоиерей Павел Петровский, руководитель Отдела Смоленской митрополии по культуре иерей Валерий Рябоконь. Отец благочинный, приветствуя зрителей, отметил, что в зале нет случайных лиц, здесь собрались люди, неравнодушные к чужому горю. Говоря о Крестопоклонной неделе, протоиерей Павел добавил, что помочь другим в несении жизненного креста – благое христианское дело.

Затем к собравшимся в зале гостям обратился руководитель Миссионерско-молодежного отдела протоиерей Георгий Свитцов. Он рассказал о том, как возникла идея проведения концерта, поблагодарил всех, кто принял участие в его подготовке: Департамент Смоленской области по социальному развитию, православную молодежь Смоленщины, администрацию Смоленской областной филармонии и других, поздравил всех присутствующих с Крестопоклонной неделей Великого поста и напомнил, что пост наш угоден Богу не только воздержанием от пищи, но и делами милосердия, одним из которых станет сбор средств для Оли Володченковой.

Зрителей ожидала встреча с солистками уникального ансамбля духовной музыки «Сирин», который многие по праву называют национальным достоянием России.

Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (от имени райской птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах») создан в 1989 году певцом, хормейстером и фольклористом Андреем Котовым, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен, при участии группы профессиональных музыкантов, объединившихся ради возрождения древних певческих традиций. Варвара Котова, его дочь, продолжает работу в данном направлении совместно с кандидатом искусствоведения Полиной Терентьевой. Варвара – руководитель ансамбля «Узорика», женского проекта ансамбля «Сирин». Таисия Краснопевцева также избрала одним из направлений своей исполнительской деятельности фольклор.

Полина Терентьева и Варвара Котова совмещают исполнительскую и научную деятельность. Их цель – возродить пласт духовных стихов письменной традиции, записанных древнерусской крюковой нотацией. Полина Терентьева – кандидат искусствоведения, специалист по древнерусской музыке, автор статей и радиопередач о русских духовных стихах.
В начале концерта исполнительницы обратили внимание слушателей на особенности духовного стиха и народной песни, а затем попросили зал воздержаться от аплодисментов – ими нарушается целостное впечатление, которое производят духовные стихи, народные песни на слушателя. Действительно, каждый номер был связан с последующим, плавно перетекал из одного в другой. Народная манера пения, блестящее исполнение, прекрасные голоса, виртуозное владение уникальными инструментами – колесная лира, гусли, перкуссия, свирели – поразили смолян, заставили вспомнить о духовной традиции, корнях, поразмышлять о связи поколений.

В первом отделении концерта звучали духовные канты – внебогослужебное пение на религиозные темы. Многие стихи солистки исполняют на древние церковные гласы. Очень интересными были канты о Марии Египетской, святой великомученице Варваре (кант о святой Варваре, кстати, был привезен из этнологической экспедиции по Смоленской области), Василии Кесарийском. Особенность их в том, что в этих удивительно теплых, поэтичных кантах в нетронутом виде сохранено народное представление о великих святых, аутентичная лексика, умение приблизить образ святых к восприятию простого человека.

В антракте желающие смогли приобрести сувениры благотворительной ярмарки, подготовленные объединением Православная молодежь Смоленщины с целью сбора средств для Оли Володченковой. Многие делились впечатлениями от концерта. Сотрудник Смоленской областной филармонии Людмила Борисовна Пьянкова отметила высокий уровень организации мероприятия, привлечение молодежи. Очень приятно, сказала она, что многие пришли с семьями, чувствовалось какое-то духовное родство всех присутствовавших, словно это одна большая семья. Людмила Борисовна обратила внимание на то, что со своими близкими пришло много пожилых людей, она отметила их одухотворенные лица. Благая цель мероприятия, добавила она, поможет нам всем не потерять свое человеческое достоинство, свою душу.

Второе отделение концерта включало фольклорные песни о судьбе женщины. Стихи о горькой женской доле затронули самые сокровенные струны души слушателей, многие плакали, вспомнив о маме, которой уже нет в живых. Но долго грустить не получалось – печальные песни перемежались с шуточными, эмоциональными, энергичными, озорными песнями, частушками, слушая которые трудно удержаться от смеха. Инсценировка, посвященная обряду выдачи невесты замуж (подруги заплетают ей косы, причитают), очень точно передаёт чувства невесты, которой страшно покидать отчий дом, бесповоротно изменять свою жизнь. Удивительно трогательное и в то же время пронзительное впечатление произвела на всех колыбельная Богородицы, которую Она поет Младенцу Христу. В ней образ Матери Божией приближен к восприятию каждой женщины. Картина быта Святого семейства, где Иосиф праведный пошел, чтобы принести хлебушка на обед, Богородица смотрит в окно — все просто, как в жизни обычной семьи, обычного младенца. Но грядущий Крест реет над Его судьбой…

Деятельность ансамблей «Сирин», «Узорика», а также таких исполнителей-солистов, как Таисия Красноперова, Варвара Котова, Полина Терентьева невозможно переоценить в плане возрождения народных традиций, патриотического, эстетического воспитания. Рассказывая о деятельности студии «Горожане», Варвара Котова, как педагог и учёный, говорила о том, как меняется восприятие обычной современной молодежи в процессе изучения фольклорного наследия нашей Родины, о том, что прививается интерес к народной музыке, а затем – и к народной христианской культуре. Вся эта работа, будем надеяться, поможет нам вспомнить о своих корнях, возродить гордость за культурно-историческое наследие России и воспитать детей так, чтобы они не выросли «иванами, родства не помнящими». Провожая исполнителей, зал аплодировал стоя…

Анна Боедова