Новости Смоленской митрополии

30 Мая 2016


Накануне дня рождения М. И. Глинки в детской хоровой школе «Лик» при Смоленском Межъепархиальном Православном Духовном училище состоялось открытое занятие «Разговор об опере. Пушкин и Глинка». Занятие, посвященное опере «Руслан и Людмила», провела преподаватель школы С. Н. Шимко. В качестве эпиграфа прозвучали слова Н. И. Рыленкова: «Среди имен, что дороги нам с детства, в чьих звуках гордость Родины слышна, есть два особо дорогих для сердца: то Пушкина и Глинки имена».

Ребята познакомились с историей создания оперы «Руслан и Людмила», а также с понятиями «опера», «либретто», «симфония», «увертюра», «речитатив», «оперная партитура», «клавир». Детям интересно было узнать, что два гения были знакомы, ведь Глинка учился в Петербургском Благородном пансионе вместе с младшим братом поэта, Львом, а Пушкин «хаживал в пансион к брату своему».

В исполнении учащихся прозвучали строки бессмертной поэмы Пушкина. Преподаватель школы «Лик» В. К. Авдеева исполнила на фортепиано отрывок из каватины Людмилы, арию Руслана «О, поле, поле…». Прозвучали и другие оперные фрагменты.

Говоря о поэтапном создании оперы, преподаватель предложила детям задуматься, как же передать в арии, то есть от первого лица, те нюансы, которые передаются в поэме от имени автора? Во время исполнения каватины Людмилы это стало понятно: музыкальные украшения, мелизмы без слов передают кокетливость и грациозность героини.

Самым ярким моментом музыкального вечера стало исполнение в восемь рук Марша Черномора учениками ДХШ «Лик» Герасимом Бунцевым, Ариной Старинец, Марией Ивановой, Марком Степаковым.

Закончила торжественное мероприятие С. Н. Шимко словами замечательного критика В. В Стасова: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

Анна Боедова