Новости Смоленской митрополии

24 Августа 2016




23 августа 2016 года, во вторник, митрополит Смоленский и Рославльский Исидор возглавил Вечерню с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» в Успенском кафедральном соборе города Смоленска.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей города Смоленска протоиерей Павел Петровский, старший священник Успенского собора протоиерей Михаил Горовой, ключарь кафедрального собора протоиерей Григорий Трубин, клирики Успенского собора и храмов города Смоленска.

Песнопения богослужения исполнили певчие архиерейского хора, регентовала – Наталия Налетова.

Вместе с архипастырем и духовенством разделить радость молитвенного предстояния перед чудотворным образом Царицы Небесной собрались в храм прихожане собора, жители Смоленска и паломники.

Проповедь после акафиста произнес иерей Василий Зверев, настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца при Смоленской православной гимназии. Пастырское слово священник посвятил вопросам человеческого общения, которое, к сожалению, не всегда совершается нами в искренности и простоте, но бывает окрашено недоверием и ложью.

«Православная Церковь учит в каждом человеке видеть образ Божий. Встреча человека с человеком – не просто событие, это тайна, которая открывает глубину общения личности с личностью. В этом общении личности с личностью очень важна искренность, важно, чтобы люди были правдивыми друг к другу, потому что чем они ближе друг к другу – тем они ближе к Богу. Встреча, диалог сравнивается в человеческом общении по глубине, по таинству с образом общения Лиц Святой Троицы. Православная Церковь учит, чтобы человек в каждом человеке видел невидимого Бога, учит и в каждом человеке видеть того ближнего, которого нужно любить как самого себя.

Мы все стремимся в жизни к счастью. Но понимаем его по-разному. Стремление к обогащению материальными благами, поиск любви, свобода – совершенно разные представления присутствуют у человека в понятии “счастье”. Но самое главное, что на этом пути большинство забывает о том, что такое отречение от себя, самопожертвование, что такое несение креста и вообще жизнь во Христе. Происходит это от того, что человек как раз не видит в другом живого образа Бога. Не видит потому, что и в себе часто затмевает этот образ и сам бывает не способен на самопожертвование и искреннюю любовь к Богу. Как следствие – отчужденность и глубокое духовное одиночество».

Рассуждая на эту тему, иерей Василий отметил, что в современном мире люди часто не стремятся к доверительному общению, они не хотят пускать в свой внутренний мир другого, и кроме того, считают такой образ отношений правильным. Но подобная отчужденность, ограничение в беседе, в общении порождает результат, сродни тому, который дает ложь.

«Восточно-христианская традиция всегда видела опасность в отношениях, когда человек начинает лгать: во лжи он отдаляется не только от другого человека, он отдаляется и от Бога», – продолжил священник.

Бывает, что ложь, ложные ориентиры и ценности, пытается навязать нам современность, выдавая порок за добродетель: нравственные идеалы подменяются вседозволенностью, а стремление понять другого человека – тщеславием и желанием осудить. Поэтому человек должен, прежде всего, проверять предлагаемый ему образ жизни Евангельской истиной:

«Христианину сейчас нужно как никогда строго анализировать то, что происходит в мире, что пропагандирует СМИ, что нам говорят или мы читаем, и отделять то, что противоречит христианским церковным истинам. Нужно с критикой относиться к той “цивилизованной” этике, которой живет мир. Наше сознание далеко ушло от Евангелия и кажется, что нет здоровых людей, которые могли бы сказать, что они свободны от порока лжи, но нужно противостоять этой болезни внутри себя, этой болезни духа, и от человека зависит, будет ли эта болезнь прогрессировать или все-таки остановится».