Новости Смоленской митрополии

28 Сентября 2016



27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Креста Господня Высокопреосвященнейший митрополит Исидор возглавил Вечерню с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» в Успенском кафедральном соборе.

Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора и Смоленского городского благочиния.

Песнопения акафиста исполнили певчие Архиерейского хора под управлением Натальи Налетовой.

Радость молитвенного предстояния перед чудотворным образом Царицы Небесной с архипастырем и духовенством разделили прихожане собора, жители Смоленска и паломники.

Проповедь по завершении акафистного пения произнес иерей Андрей Волков.

В своем пастырском слове священник предложил задуматься о том, как изменилось восприятие Креста в сознании людей после смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа: символ позорной казни в Римской Империи превратился в символ победы жизни над смертью, символ всепобеждающий жертвенной любви:

«Вся жизнь Иисуса Христа явила собой те обетования, которые были сказаны о Нем в Ветхом Pавете: Он исцелял больных, воскрешал мертвых, а в финале Своей жизни добровольно восшел на крест, принимая самую страшную казнь, которая была на тот момент в мире. И мало кто в те времена мог подумать, что крест станет для нас таким значимым.

Крест являет собой пересечение двух линий, образующих некий центр: вертикаль Креста символизирует сошествие Господа во ад и возведение на Небеса душ праведников, и то, что Господь восшел наверх и воссел одесную Отца, пообещав вернуться во Втором пришествии. Горизонталь объединят всех людей: ныне живущих и умерших – отныне и до века. Перекрестие двух линий символизирует объединение Божественного и человеческого, ибо на этом Кресте был распят истинный Бог и истинный человек Господь наш Иисус Христос, во всем подобный нам, кроме греха.

Сегодня, вознося хвалебное пение Божией Матери, мы не можем не вспомнить тех событий Страстной великой пятницы, когда Господь наш Иисус Христос был пригвожден ко кресту. Именно в это время Он обращает Свой взор на тех, кто находится рядом – Свою Пречистую Матерь и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Именно в этот момент происходит усыновление всего человечества Богу.

Эти события не могли нем отразиться в церковной гимнографии. Уже в первые века христианства появляются чудные по свое глубине и красоте песнопения, которые называются Богородичными. Первым автором этих песнопений был преподобный Роман Сладкопевец, о котором и сегодня упоминалось в Акафисте. Он первым составил 18 икосов, которые вошли в Песнь Пресвятой Богородице.

Когда мы молимся святым иконам, то мы возносим свои молитвы не к образу, а к первообразу. И предстоя перед Крестом мы ощущаем на себе его благодатную силу, заступничество и восклицаем «Радуйся, Животворящий Кресте Господень, радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата». И отныне, после того, как Господь был распят на кресте, воскрес, вознесся и воссел одесную отца, Крест для всех христиан является не просто орудием казни, но символом победы жизни над смертью.

И чтобы проникнуть в тайну Креста, мы должны вспомнить слова святого Иоанна Богослова. Апостол, евангелист и сотаинник Христов говорит, что Бог есть любовь. Благодаря этим словам мы можем приблизиться своим умом к тайне креста. Только через любовь, сораспинаемую любовь мы можем приблизиться к этой тайне. Бог есть любовь, и именно эта любовь была явлена Господом нашим Иисусом Христом во время Его крестного подвига. И чтобы нам лучше понятьэту тайну, мы можем обратиться к словам, которые принадлежат святителю Филарету Московскому: «Отец есть любовь распинающая, Сын есть любовь распинаемая, а Дух Святой есть любовь торжествующая».