Новости Смоленской митрополии

Источник информации: Смоленская митрополия
4 Июня 2018

В этом году Петров пост, который еще называют Апостольским, начался 4 июня. Завершается этот пост 12 июля праздником в честь святых апостолов Петра и Павла. В чем особенности Петрова поста? Что самое главное в пост? С чего начать решившему поститься впервые? Об этом мы поговорили со штатным священником храма в честь Архангела Михаила г. Смоленска иереем Владимиром Сысоевым.

- Отец Владимир, скажите, известно ли, когда возник Петров пост?

- Сейчас мы называем этот пост Петровым, или Апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Он установлен в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия. Начало Петрова поста восходит к глубокой древности, он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нем становятся с IV века. Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3). Многие святые отцы писали в своих трудах об Апостольском посте, например, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий…

Впервые о Петровом посте упоминает «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век нашей эры). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным». Это значит, что те, кто по серьезным причинам не имел возможности держать Великий Пост,«да постятся по окончании праздничного ряда» от Недели всех святых до отдания Успения. Около 1000 года из этого поста по нашей, человеческой немощи был исключен месяц июль, и первая часть поста стала заканчиваться в сам праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля по новому стилю). Вторая часть компенсационного поста образовала Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа по новому стилю). Нужно отметить, что пост бывает разным по продолжительности – от 8 до 42 дней. Начало поста зависит от даты Троицы, Петров пост всегда начинается через неделю после Троицы. «Петров пост – голодовка, а Успенский – лакомка», — говорят в народе. Это связано с тем, что в давние времена у крестьян в июне, или даже раньше, заканчивался урожай, а новый еще не созревал. Поститься было трудно. К Успенскому посту урожай уже появлялся.

- Чем Апостольский пост отличается от Великого? В чем его особенности?

- Великий пост – это центральный пост во всех исторических церквях, цель его – подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмечен в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен Великий пост в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. В духовном плане назначение всех постов – это выражение покаяния и печали, которое требует, в силу глубины скорби или напряженности покаянных трудов, полного или частичного отказа от принятия пищи. Пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям, и мы признаем, что все, что проповедовал Господь, – истинно. Пост – это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство миру о том, что мы христиане.

Как мы знаем, есть всего четыре больших поста: Рождественский и Петров пост с послаблениями, а Успенский и Великий – строгие посты. Хотелось бы отметить такой важный момент. Мы покупаем православный календарь, а там, к примеру, написано, что сегодня сухоядение или абсолютное воздержание от пищи. Эта ноша нам не по силам. Но из-за нашей церковной необразованности мы входим в пост, а потом бросаем его на половине. Для нас же главное — взять ту ношу, которую мы донесем.

Первые христиане и Церковь видели огромный духовный смысл в посте. Апостольский пост возвращает нас обратно в колею, к правильному следованию за Христом – это очень важно. К примеру, о сухоядении – в церковном Уставе о нем сказано следующее (О постах, глава 1, О Великом Посте): «…ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, …и пием укроп с медом». То есть, дозволены: хлеб, вода, соль, сырые или квашеные овощи, зелень, мед, термически обработанная пища растительного происхождения без вкусовых приправ, в том числе и сладостей. В современном понимании сухоядение – это хлеб, овощи сырые или печеные, фрукты сырые, моченые, травяные настои, холодные напитки, соки.

- Батюшка, поясните, для чего в пост необходимы ограничения в еде?

- По словам святых отцов, если человек больше уповает на свой живот и невоздержан в пище, то и ум его отягчается. А если человек воздержан в пище, то ум его легок. Исходя из медицины, если человек ограничивает себя в каких-то продуктах, изменяется химический состав крови, разум становится более чистым. Попробуйте покушать хорошо и сразу на молитву, что получится – будет клонить в сон, это уже не молитва, а дрема. Вот если попоститесь перед молитвой, тогда и ум будет легок и молитва от сердца. Молитва – это не только слова, но и размышление, мы ясно должны представлять, что просим. Самая приятная молитва, на мой взгляд, – молитва перед сном. Кажется, я устал и спать хочу, а вот и нет, исходя из того, что мы принимаем пищу в последний раз часов в 6-7 вечера, то перед сном мы приходим в состояние покоя, успокаивается наше сердце от переживаний дня, мозг готов отдохнуть от потока информации.

Ограничение в еде дисциплинирует, пост в целом – это дисциплина тела и духа. Главное, как во время любого поста, — усилить молитву покаянную. Если пост не строгий, это не означает, что можно в молитве послабление получить. Послабление дается в пище, а в покаянном, молитвенном делании – усиление. Многие спрашивают, почему у православных такая тяжелая ноша постов и ограничений? К многодневным постам добавляются еще малые посты и постные дни в среду и пятницу на седмице. Это не запреты. Дело в самодисциплине, возрастании в духовной жизни. Церковь по премудрости своей дает человеку все инструменты, чтобы жить гармонично с миром, со своими ближними, жить для счастья. Это и Таинства Церкви (в Таинстве Евхаристии мы принимаем в себя самого Бога, соединяемся с Ним), это те частицы Святаго Духа, которые, накапливаясь в нас, выдавливают из нашего тела последствия греха, это как лекарство. Это и правильное понимание нашей веры, и, конечно же, посты, которые укрепляют нас не только духовно, но и телесно.

- Посоветуйте, с чего начать человеку, который решил поститься в первый раз?

- Самый лучший совет человеку, который хочет поститься, начать с диалога со священником. Практически все люди у нас с высшим образованием. Я видел на нашем рынке дворника, который закончил МГТУ им. Баумана. В нас очень сильно развита самость. Я хочу поститься, я так решил. Пост – это дело не одного человека. Это дело всей Церкви. Мы все ее члены, а значит, члены Тела Христова. И мы должны это понимать и поступать соответственно. Обязательно должен быть диалог со священником. Человек, который хочет войти в пост, должен прийти к священнику, поговорить, посоветоваться, рассказать о своих проблемах со здоровьем. Священнику дана благодать Божия для пастырского служения, он сможет правильно, как проводник, провести пасомого через трудности поста, чтобы пост стал приятным и прошел недаром, а ту ношу, которая будет определена, донести до конца и получить награду от Господа. Какие-то моменты человеку гораздо проще исполнить, поговорив со священником.

Человек говорит: батюшка, хочу поститься, священник отвечает: да, хорошее решение. Дальше начинается разговор, из которого священник понимает, как живет человек, чем он живет. Бывает, человек имеет серьезные заболевания, по медицинским показаниям требуются послабления. В посты есть послабления болящим, беременным, кормящим мамам, путешествующим, тем, у кого есть психическое заболевание, неврозы, депрессия и т.д. Бывают тяжелые духовные проблемы, когда человек находится в восторженном состоянии, у него слишком большие ожидания от поста. Он ожидает чуда. А как сказал Господь фарисеям на их требование сотворить чудо: не будет вам чудес, вы должны сначала поверить, по вере вашей будет вам чудо.

А мы приходим со своей идеей, которую представляем верной. А что такое вера? Вера – это идея, но не та, которой управляет наш мозг, а та, что будет управлять нашим мозгом, нашим сознанием и делами.

Бывает так, что человек приходит и говорит, что решил поститься, делает все по-своему и после поста попадает в больницу. И тогда решает: все, больше не буду поститься. У меня таких примеров, к сожалению, достаточно. Говоришь человеку что-то о посте, пытаешься объяснить, он отвечает, что все знает, во всем разбирается…

Очень важно в нашем насквозь материальном мире иметь церковное общение, а церковное общение в храме начинается с самого храма и с пастыря. Священник в разговоре определяет меру поста, сколько человек сможет понести. Иначе получается, что мы заходим в реку и плывем, а посередине тонем. Вопрос: что ты из этого вынес. Возьми маленькую меру, но донеси ее до конца. В следующий пост усилишь меру. Священник будет постоянно следить за вашим духовным возрастанием или отходом от пути. И в определенный момент он сможет подсказать, как и что делать.

- Что самое главное в пост?

- Однозначно, не еда, пост – это не диета. Много раз слышал от людей, что, вот, «сяду на пост, может, сброшу пару килограммов. Сразу вопрос: это самое главное? А что главное в посте? Главное – наше духовное возрастание. Каждый из нас, входя в пост, чего-то ожидает и только правильно проведя пост, получит награду за труды. Самое ценное – последние дни поста. По моим наблюдениям, многие из нас неправильно понимают смысл сплошной седмицы, когда можно есть все даже в среду и пятницу. Эти дни даются нам для осознания того, что мы вынесли ценного из этого поста, что обрели.

К примеру, человек входит в Петров пост и со своим духовником определил, что для него главное. Возьмем грубый пример. Ем сто конфет в день, батюшка понимает, что, помимо медицинских проблем, и духовная жизнь у него может пострадать, требуется укрепление и плоти, и духа. Он определяет: давай так. Полностью отказаться от конфет – это тот камень, который ты не донесешь, а надо донести, не бросить на полпути. Почему многие священники поздравляют с радостным постом? Радость – что ты сможешь что-то откинуть материальное, не нужное, то, что отягощает и не дает обрести духовую радость. Священник говорит: попробуй есть вместо ста конфет двадцать. Вот он проходит пост, приходит к батюшке, батюшка спрашивает, какой результат? Он говорит: батюшка, я понял за пост, что мне 20 конфет достаточно и это много. Вот, я думал, пост закончится, я сяду и съем 300 конфет. Но к концу поста понимает, что не надо ему столько, что и 20 много. И так во всем. Неограниченность в нашей мирской жизни нас губит, смысл в посте – укрепить дух, а через укрепление духа и тело укрепится. Получив опыт ограничений, мы понимаем, не нужно нам столько много мира, достаточность – вот главное.

Пост – это общее дело Церкви, неразделяемое дело. Если вы хотите поститься и отделить себя от Церкви, это ни к чему хорошему не приведет.

Как я сказал в начале нашей беседы, апостолы, уходя на проповедь, постились. Но они постились и во время своих путешествий, перед важными событиями. Для нас всегда важно не уходить в крайности. Мы, как правило, либо вообще не знаем, что такое мера, либо, если и знаем, то этот принцип не применяем. Ни в коем случае не нужно углубляться в материальные моменты, уходить с головой во внешнее состояние, забывая о внутреннем, духовном мире. И не слишком сильно погружаться в себя. Когда человек старается жить христианской жизнью, основываясь на Евангелии и на предании святых отцов, он строит построена на камне. А если жизнь человека зиждется на внешних моментах, то она основана на песке и развалится, как только подуют сильные ветры.

Поэтому нам нужно, заботясь о внешней стороне и о внутренней, создавать баланс. Сейчас этот баланс сильно нарушен в пользу мира. Люди в миру с головой. Они не понимают, что существует как мирская, так и духовная сторона. Нельзя отрицать ни ту, ни другую. Но мы почему-то все время отрицаем именно духовную жизнь.

- Отец Владимир, что Вы посоветуете читать в пост?

- Я всегда за то, чтобы человек себе не навредил. Человеку понравилась книга какого-то писателя. Он покупает его книгу в магазине. На книге фотография священника. Человек смотрит на нее, начинает читать книгу и делает из нее выводы, но какие? Вопрос, знает ли об этом писателе издательский отдел Московской патриархии, допустил ли он к прочтению эту книгу? Наше священноначалие следит за тем, что пишут православные писатели. Однако по неосторожности можно купить издания, скрывающиеся под маской православия. Существуют епархиальные отделы по связям со СМИ, просматриваются новые публикации. Это важный момент.

Поэтому перед тем, как что-то читать, посоветуйтесь с батюшкой. Сейчас не только подделывают материалы, продукты, даже книги подделывают.

Ко мне пришел человек и сказал, что ему на улице подарили Библию, и спросил, можно ли ему читать ее. Посмотрел – нет синодальной рекомендации к прочтению. Чтобы быть уверенным, рекомендуется читать Священное Писание, благословленное Священным Синодом Русской Православной Церкви. А к книгам, которые раздают на улице мальчики в белых рубашках с черными галстуками, стоит относиться с опаской. Не брать, отказываться.

В храмах можно приобрести много полезной литературы, да и библиотеки, пожалуй, в каждом храме имеются, там точно будут душеспасительные книги. Хорошо почитать что-нибудь поучительное. Например, книги святителя Феофана Затворника, к примеру – «Пять поучений о пути ко спасению», «Наставление о преуспеянии в христианской жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Произведения святителя Игнатия Брянчанинова я бы рекомендовал как настольные книги любого православного человека. Это очень доступное и не оторванное от нас по времени чтение, написано очень доходчиво. Для начинающих свой путь в Церкви посоветовал бы обратиться к Новому Завету, прочитать главу Евангелия и сразу толкования на прочитанную главу — к примеру, беседы Иоанна Златоуста, толкования Священного Писания святителя Феофана Затворника. Затем Послания апостольские, а потом уже переходить к Ветхому Завету.

- Что делать, если свадьба планируется во время поста?

- Многие прихожане задают этот вопрос. «Батюшка, у нас так получилось, что нам назначили дату регистрации, а она совпала с постом. И мы хотим потом венчаться…» Все эти моменты кажутся такими сложными, на первый взгляд. Отправляйтесь на регистрацию без сомнений! Вы не дурное дело совершаете, а вступаете в законный брак, который Церковь признает так же, как и венчанный. По правилам, установленным в Русской Церкви, венчание происходит после того, как вы зарегистрируетесь. Здесь важно заметить: если регистрация брака состоялась в пост, супругам рекомендуется воздерживаться от интимных отношений вплоть до его окончания.

Как в пост провести свадьбу? Не стоит устраивать пир. Вам дано время для тренировки духа и плоти: искренних молитв, покаяния, размышлений о Боге, укрощения страстей, очищения своей души от греха… а тут – пир горой, много скоромных продуктов, спиртное льется рекой. Тамада с веселыми, а чаще фривольными конкурсами. Пляски подвыпивших гостей! Такой ли должно быть свадьбе во время поста?! Нет, все должно быть спокойно, а если удастся, то и тихо, по-домашнему. Главное, стараться не искушать приглашенных, тех, кто постится, не отделять постящихся от непостящихся.

Есть необходимость поговорить с друзьями, знакомыми, спросить: вы поститесь? Да, я пощусь. Почему не прийти на этот праздник? Человек приходит, подайте ему блюда, которые не будут его искушать. Мясное для непостящихся и постные продукты ставьте раздельно. Это, с одной стороны, – искушение, а с другой стороны, в пост – тренировка смирения.

- Батюшка, каковы Ваши пожелания читателям накануне Петрова поста?

- Жизнь человека православного – жизнь в любви к ближнему, в такой любви, которая является Божественным даром нам, недостойным. Необходимо сострадание, а не просто жалость к человеку, жалость – это высокомерие. Сострадание – это когда человек берет часть страдания другого человека и тем самым помогает нести его. Любовь, сострадание, ответственность — нужно использовать все инструменты, которые дает наша Церковь по своей премудрости для счастливой жизни. Это участие в Богослужениях, в Таинствах Церкви, церковное общение с прихожанами, обязательное общение со священником. В пост важно бывать чаще в храме, усилить покаянный, молитвенный настрой.

Можно закончить словами Блаженного Августина: «Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Если мы можем найти что-либо выше такой дружбы – это божественная любовь. Человек начинает любить Бога и любит Его в каждом другом человеке».

Любите и уважайте друг друга, заботьтесь друг о друге, будьте ответственны.

- Спасибо, отец Владимир, за интересную беседу!

Беседовала Анна Василевская