Новости Смоленской митрополии

В Неделю о расслабленном архипастырь совершил Божественную литургию

10 Мая 2020


10 мая 2020 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, день памяти апостола священномученика Симеона, сродника Господня, и праведной Тавифы, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в храме в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Учителей словенских (домовом храме Архиерейской резиденции).

Проповедь воскресного дня митрополит Исидор посвятил прозвучавшему на богослужении фрагменту Евангелия (Ин.,5: 1-15.) об исцелении расслабленного:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Евангелист Иоанн Богослов в этот воскресный день повествует нам об исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного на Овечьей купеле в Иерусалиме. Этот человек 38 лет не мог получить исцеление от чудесного явления, совершавшегося однажды в год на праздник Ветхозаветной Пасхи через схождение Ангела Божия на воды этой купальни, потому что ни сам не мог этого сделать, ни кто иной не изъявлял желание помочь ему первым добраться до воды, приходящей в движение от возмущения ее благодатной и исцеляющей силой.

Болезни, страдания, смерть – обычные для нашей повседневной жизни явления, на которые многие и не обращают никакого внимания. Мы не обращаем внимания до тех пор, пока это испытание не коснется нас самих. Когда не только физические боли, но и духовная опустошенность и одиночество наваливаются всеми своими силами на нас, и нет того, кто бы проявил к нам участие, кто бы поддержал нас, кто хотя бы отвлек нас от раздирающих нас душевных страданий. Таков окружающий нас мир без любви.

«Как это «мир без любви»? — скажут некоторые, возмущенные такой строгой оценкой. И далее в оправдание своих слов добавят: «Ведь мы все так много говорим от любви… Так много песен о любви спето. Так много признаний в любви произнесено. Мы живем любовью, просыпаясь и ложась спать. Без любви у нас нет смысла жизни…». Другие же, назовем их скептиками, будут возражать: «Если любовь является смыслом нашей жизни и так сильно действует среди нас, что захватывает умы и сердца людей, почему же ненависть и одиночество, безразличие и лицемерие окружают нас? Почему злобное и безответственное отношение одних людей к другим порождают катастрофы природные и социальные, почему войны и болезни вписаны целыми главами в историю человечества? Почему экономическая целесообразность, погоня за техническим прогрессом ради следования культу комфорта и благополучия некоторых стали выше права на жизнь и свободу каждого и всех вместе взятых?».

На самом деле те, и другие по-своему правы… Этот консенсус отражает правду человеческую. Скажут: «А что, есть какая-то иная правда? Что может быть выше и ценнее тех общепринятых принципов, тех гениальных мыслей, которые сформировали наше цивилизованное и прогрессивное мировоззрение? Благие намерения…

Так вот Церковь Божия, как «столп и утверждение Истины» (1 Тим.3,15), является во все времена провозвестницей той Правды, которая сама о себе сказала: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин.14,6).

Именно следование правде Божией, исповедание только Божественной Истины, которая заключена в Господе нашем Иисусе Христе, открывает нам иной мир, мир без греха.

Святой апостол Павел в Послании к Галатам так говорит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5,19-25).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании разъясняет: «Дела дурные происходят только от нас. Поэтому он и назвал их делами плоти, которые вместе с тем совершаются с усилием и напряжением. Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше. Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога. Корень же всех благ он полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло, потому, что на причиняющего зло он смотрит, как на благодетеля. Но радуется о Боге, так как все для Него делает и переносит, и вследствие этого веселится с благой совестью. А от любви и радости он пользуется и миром душевным, потому что не волнуется помыслами и со всеми посторонними».

Дорогие братья и сестры! Господь, встретив исцеленного им человека, сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5,14).
Так услышим этот призыв, обращенный и ко всем нам. Будем с верой в Бога и любовью к людям совершать наш человеческий подвиг, прославляя Воскресшего Христа, даровавшего нам жизнь вечную и подлинную свободу.

Христос Воскресе!».