Новости Смоленской митрополии

Слово митрополита Исидора на великом повечерии в среду Первой седмицы Великого поста

9 Марта 2022

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на великом повечерии в среду Первой седмицы Великого поста

Смоленск, 9 марта 2022 г.

Свято-Успенский кафедральный собор

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В своем третьем поучении, которое называется «О совести», преподобный авва Дорофей обращает наше внимание на три вида отношения по совести: к Богу, к ближним, к вещам.

Преподобный авва Дорофей указывает, что совесть – это дар Божий, пренебрегая которым как чем-то малым и незначительным, мы впадаем в большие прегрешения: «Итак, потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле: не будем попирать её отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнёт говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу? что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?» – от этого: «Что за важность в том, что за важность в другом» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом закосневая во зле, находится в опасности прийти и в совершенное нечувствие» (см. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение третье «О совести»).

Не обращать внимания на совесть – значит, приобретать навык бесчувствия к своим поступкам. А бесчувствие к поступкам влечет за собой тяжкие грехопадения, и даже саму смерть. В то же время, обращая внимание на голос нашей совести, мы можем поверять ею очень многие мысли, чувства, дела, даже тогда, когда мы не знаем, что написано в Законе Божием. Как об этом наминает преподобный авва Дорофей, многие праведники до появления Закона спаслись совестью своею. И многие люди, дорогие мои, в нашей с вами жизни, которые еще не встретили Христа, но стараются жить по совести, недалеко от спасения, потому что именно благодаря совести, внутреннему расположению, и открывается человеческому сердцу личность Бога.

В то же время, никакая внешняя фарисейская праведность не может открыть сердцу Бога. Будем же бояться внешнего, фарисейского. Будем стремиться к тому, чтобы голос нашей совести подсказывал нам верное решение, особенно в тех обстоятельствах и в те минуты, когда от нас лично зависит то или иное очень важное решение. Пусть для нас этот голос совести как дар Божий, будет тем талантом, преумножая который мы получим для себя спасение и станем поводом для спасения окружающих нас людей.

Аминь.

Храни вас Господь!