Новости Смоленской митрополии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужскго Исидора в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре

24 Декабря 2022

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь,

24 декабря 2022 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вопрос не ученика Христова, а случайного человека, слышавшего Господа Нашего Иисуса Христа: «Господи! неужели мало спасающихся?» (Лк. 13, 23), произнесенный этим человеком, может быть, праздно, для нас является принципиально важным, поскольку речь идет, дорогие мои, о нашем с вами спасении. И Господь приводит в ответ очень глубокий образ, который заключается в Его Божественных словах: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13, 24). И речь идет не о нашей физической способности проходить через те или иные врата, не о худобе. Речь идет о более глубоких, судьбоносных для нас вещах, ведь Господь дальше предупреждает о том, что встанет Господин дома и затворит врата, и вы не сможете в них войти (см. Лк. 13, 25). Поэтому речь, дорогие мои, идет не просто о вратах, через которые мы можем или не можем пройти, а речь идет о способности нашей войти в двор Божий, в дом Господень. А нам с вами хорошо известно, что домом Господним является Церковь Божия. Как важно чтобы мы, дорогие мои, были всегда способны входить в дом Господень, как в свой дом, чтобы мы были присными, то есть сродными Богу в этом доме Господнем. Господь и в иных местах приводит очень ясные для нас образы того, как мы должны относиться к дому Божиему, ведь, в том числе, пребывание в небрачной одежде на Божией трапезе – это тоже один из поводов удаления нашего из дома Божиего. А жены с десятью светильниками, которые должны прийти на сретение к Господину своему? И важно, чтобы эти светильники были зажжены, чтобы и вера, и молитва создавали пламень наших с вами светильников. Так что бодрствование наше является одной из тех составляющих, которые неотъемлемо присутствует в нашей вере.

Сегодня мы слышали, как святой апостол Павел хвалил христиан из Ефеса (см. Еф. 1, 16–23) в том, что они крепко содержат веру, в том, что Дары Духа являются в них. И так должно быть во всяком из нас, особенно в тех, кто пребывает в доме Божием.

И вот Господь, предлагая образ Господина дома, говорит о том, что те люди, которые остались вне дома Божиего, за дверями, станут стучаться и просить, чтобы Господин впустил их, говоря: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» (Лк. 13, 26). Древние толкователи этого места Священного Писания указывают нам на то, что эти образы мы смело можем применять самим к себе, поскольку есть и пить перед Господом может, в том числе, означать и то, что мы перед Богом принимаем участие в его Божественной Евхаристии, принимаем Тело и Кровь Христовы. И то, что Господь учит нас на улицах, может означать пути нашей жизни, на которых мы слышим Слово Божие в разных обстоятельствах: и в домашних условиях, и в храме Божием, и от добрых пастырей, к которым мы приходим. Но так бывает, дорогие мои, что это Слово Божие, которое нам хорошо известно, не воздействует на наше сердце. Оно бывает причиной наших действий и дел веры. Именно таких обличает Господь. Господь обличает нас в нашем неделании по вере нашей. А делание по вере – это и есть необходимость пройти нам сквозь тесные врата, поскольку вера является для нас фундаментом, опираясь на который мы надеемся на Божие Спасение. Но святой апостол Иаков нам говорит: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Поэтому не просто устами исповеданная вера в Бога, не просто наше внешнее свидетельство окружающих людям о том, что мы принадлежим Богу, а именно наши поступки, наши мысли и чувства являются определяющими в деле нашего с вами Спасения. Для всякого христианина – это исполнение заповеди любви к Богу и ближним и других заповедей Божиих, это утеснение себя.

Святитель Феофан Затворник в толковании этого места Священного Писания говорит о том, что утеснение себя и есть исполнение заповедей Божиих ради любви к Богу и ближним. А что означает утеснение для нас, братии святой обители? Утеснение себя означает исполнение тех заповеданий, который оставил нам основатель нашей святой обители преподобный Герасим Болдинский. Утеснение себя означает исполнение благословений отца-настоятеля. Утеснением себя является выполнение не того, что хочется тебе, а того, что необходимо для спасения брата твоего. Это те мысли, чувства и поступки, которые способствуют объединению братии «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе»,  – говорит нам псалмопевец (Пс. 132, 1). Утеснением себя является служение друг другу.

Я искренне призываю всех нас, православных христиан, совершать служение друг другу. Искренне призываю братию святой обители не забывать о послушании, данном Богу – служить друг другу и исполнять благословение священноначалия. В этом состоит наше с вами спасение. И пусть грозные слова Господа, которые Он произнес тем, кто стоял за дверями: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27) не относятся к нам, потому что мы должны с вами быть любителями Правды Божией, мы должны быть исполнителями ее. Пусть и к нам относятся слова святого апостола Павла, о радости тому, что в нас крепкая вера, что в нас – обилие Благодати Божией. И пусть наши малые труды, но, в большей степени, Благодать Божия, спасает нас, помогает нам достигать Царствия Небесного.

Аминь.