Новости Смоленской митрополии

3 Октября 2019

О детско-юношеского хоре Смоленской Православной гимназии и Свято-Успенского кафедрального собора рассказывает его художественный руководитель Оксана Николаевна Яковлева, преподаватель высшей категории, учитель музыки, преподаватель СПДС и ЦПЦС, регент хора Свято-Успенского собора.




- Оксана Николаевна, расскажите о создании детского хора в Смоленской Православной гимназии.

- Смоленская Православная гимназия, в которой я работаю учителем музыки, была открыта 20 августа 1992 года по благословению и при непосредственном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). Одна из основных задач работы гимназии – привести детей от пассивного восприятия христианских истин к активному. Выпускники Православной гимназии должны быть способными осуществлять свое христианское служение в любой высшей школе, на любом факультете.

Обучение в Православной гимназии — это не только учебный процесс, но и участие в богослужениях. А пение в детском церковном хоре помогает ребенку не просто присутствовать в храме, но быть частью того инструмента, с помощью которого Церковь служит Богу.

Когда я пришла работать в Православную гимназию учителем музыки в 2003 году, передо мной стояла цель – организовать детский хоровой коллектив, который должен исполнять песнопения в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе на воскресных и Двунадесятых праздничных службах. Для меня это было очень ответственно. Я создала программу и методические разработки к предмету «Хоровое пение» на базе начальной гимназии и к предмету «Церковное пение» в старшей гимназии.

- Какие цели Вы ставите перед собой как педагог, обучая детей пению?

- Церковное пение способствует приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям Русской Православной Церкви. Для меня главная цель – развитее личности ребенка, его эмоционального мира, развитие духовного мировоззрения и эстетического чувства. На мой взгляд, для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным.

Как преподавателю и руководителю детского хора, мне необходимо дать представление об истории развития церковного хорового искусства, как неотъемлемой части всех видов церковных богослужений; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие духовных музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в русском церковном хоровом искусстве). На занятиях хористы знакомятся с выдающимися авторами и произведениями духовной музыкальной культуры Русской Православной Церкви, а также с церковно-певческой терминологией, изучают виды и приемы древнего церковного пения, церковной гимнографии (кондакарное пение, знаменный распев, болгарский и греческий распевы, киевский распев, антифонное пение и аллилуия). Дети получают представление о музыкально-певческих и теоретических понятиях; развивают вокально-хоровые навыки, певческий голос и певческое дыхание, музыкальный слух и ритм, музыкальную память, творческие способности.

Я считаю детям должно быть интересно. Этот интерес нужно прививать и поддерживать на протяжении всего учебного процесса и разучивания конкретного сочинения в частности. С интереса начинается любовь и понимание музыки в ее неповторимом и неохватном многообразии. Необходимо воспитывать в детях стремление, потребность, даже азарт, к преодолению технических трудностей. Юные певчие должны понимать будущий художественный итог своей работы.

- Кто из учащихся может стать частью творческого коллектива?

- Я прослушиваю детей со второй четверти первого класса. Музыкальный слух обязательно нужен, так как церковное пение — это пение без музыкального сопровождения. Научить ребенка петь без сопровождения — это трудоемкая работа, она требует внимания, терпения — и от педагога, и от детей. Поэтому отбор достаточно строгий. Но есть дети, которые очень хотят петь, и готовы работать над собой, тогда конечно, я делаю исключение и беру школьников с малоразвитым слухом. При должном усердии слух развивается.

На протяжении 11 лет я вижу психологический рост учащихся и, конечно, духовный рост — это пример того, как церковная музыка влияет на душу ребенка. Конечно, влияют и другие предметы, и сама атмосфера учебного заведения, ведь гимназия у нас православная. Но именно наши хоровые занятия помогают развить вкус ребенка, расширить музыкальный кругозор, глубоко чувствовать красоту православного богослужения и осознавать его смысл. Хор — это еще и ответственность, не только за себя, но и за того, кто поет рядом. У нас очень сплоченный коллектив, мы все друг другу помогаем и заботимся друг о друге.

- Сколько человек в составе хора? Каков возраст хористов?

- В настоящее время в составе коллектива 60 человек: 40 девочек и 20 мальчиков. Это учащиеся с 1-го по 11-й классы. На основе детского хора созданы вокальные ансамбли: на базе начальной школы – 10 человек; вокальный ансамбль (концертный состав) на базе старшей школы — 12 человек.

Впервые в 2018 году создан хор мальчиков из 20 человек. Это событие было воспринято нашими учащимися, всем педагогическим коллективом и родителями с особым интересом и душевной теплотой. Для хора мальчиков я подбираю особенный репертуар.

Как руководитель хора стремлюсь создать систему вокально-хорового воспитания, главное в которой – совместная работа детей и хормейстера над содержанием художественного образа произведения, поиск его звукового воплощения на основе естественного звукообразования и проникновения в сущность исполняемого.

- Что, на ваш взгляд, самое главное в жизни творческого коллектива?

- Выбор репертуара. Репертуар хора – это его лицо и визитная карточка. Зная исполняемый репертуар, можно в определенной мере судить о творческом уровне коллектива, его нравственных и духовных позициях, его исполнительских возможностях. Репертуарная политика продумывается с особой тщательностью, с учетом возрастных психологических и вокально-хоровых особенностей музыкального развития учащихся с 1-го по11-й класс.

- Что составляет основу вокально-хорового репертуара вашего коллектива?

- За 16 лет коллективом исполнены вокально-хоровые произведения русских и зарубежных композиторов духовной музыки, старинные знаменные и греческие распевы.
Особенности содержания и интонационно-образного строя церковного пения простейших гласовых напевов позволяет мне, как руководителю формировать навыки пения без сопровождения.

Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал: «Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

В репертуаре хора все церковные песнопения, которые исполняются на Божественной литургии (все малые, великие, сугубые, заупокойные ектении; антифоны («Благослови душе…», «Хвали душе моя Господа…», «Во Царствии…») ; «Единородный Сыне»,»Аллилуия», Трисвятое, тропари, кондаки и прокимны, величания, произведения крупной формы – Херувимская песнь, Милость Мира, Достойно есть, духовные концерты).

- Какие произведения особенно полюбились детям?

- У хора есть любимые композиторы и хоровые духовные произведения a capella: Стихиры в Неделю Всех Русских Святых (напев Киево-Печерской Лавры), Богородице Дево, радуйся (знаменного распева); Мати Божия (духовный концерт); Не имамы иныя помощи (Киевский напев); древнерусские напевы: «Непрходимая Врата» (напев Киево-Почаевской Лавры); М. Строкин «С нами Бог», А.Макаров «Ангел вопияше» (поется на Пасху); «На реках Вавилонских» музыка митр. Иллариона (Алфеева) и др.

С особой радостью учащиеся исполняют рождественские детские песни и колядки разных народов мира на русском, украинском и английском языках, а также вокально-хоровые произведения разных стилей и жанров выдающихся русских и зарубежных композиторов-классиков. Среди них «Легенда» П.И.Чайковского, « Патриотическая песня» М.И.Глинки, «Ave, Maria» Д.Каччини, «Снег идет» Г.Свиридова.

Особое место в репертуаре хора занимают песни современных композиторов. Песни из популярных и любимых кинофильмов, мультфильмов и спектаклей.

Интонационно-образный строй массовой песни сегодняшнего дня позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, способствовать укреплению интереса к современной музыке, противостоять засилию пошлых шлягеров и закреплению их однообразных интонаций и ритмов в сознании учащихся. Коллектив с большим удовольствием исполняет вокально-хоровые произведения А.Пахмутовой, В.Гаврилина, Ю.Чичкова, В.Шаинского, А.Рыбникова, Е.Крылатова, А.Петрова, Ю.Саульского, Г.Гладкова, Р.Паулса, С.Баневича, М.Минкова, М.Таривердиева.

Почетное место в хоре занимает военно- патриотическая тема. Дети исполняют песни о войне, о героях войны, о Родине, о родном городе Смоленске. Например «А Русь остается» муз. В.Левашова, «Поля родные» муз. В.Ковалева; «Колокольный звон России» муз. Дж.Металлиди, «Песня материнской любви» муз.А.Петрова, «Русь называют святою» (слова и муз архидиакона Романа Тамберга); «Мир» из спектакля «Земля детей» (муз. С.Баневича) и др.

Через репертуар учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального песенного творчества русского народа, других народов России и мира. Изучение духовной, классической и современной музыкальной культуры предусматривает приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям, воспитывает духовно-нравственное сознание наших детей.

- Коллектив не только исполняет песнопения в храме, но и участвует в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Расскажите об исполнительской деятельности хора.

- Изучение многообразного репертуара позволяет хору осуществлять самую различную общественно-полезную деятельность, которая проявляется в осознании быть пропагандистом своего музыкального искусства. Коллектив — активно участвует во многих городских и областных мероприятиях, международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Мы выступаем на форумах, научно-практических конференциях, благотворительных акциях и творческих встречах, на разных площадках Смоленска и Смоленской области. Записываемся в студиях нашего города. Творческие достижения хора отмечены грамотами, благодарственными письмами и дипломами.

Среди самых ярких достижений:

  • 2008 г. — диплом участника Первого Областного Православного фестиваля «Отечество Мое Православное»
  • 2010 и 2013 г.г. — дипломы участника Областного Фестиваля Православной культуры «Отечество Мое Православное» г. Смоленск и г. Вязьма
  • 2014 г. — диплом Лауреата II Степени Всероссийского хорового фестиваля г. Москва
  • 2016 г. — диплом I степени Регионального Областного этапа Всероссийского фестиваля-конкурса хоровых коллективов образовательных организаций Смоленской области «Поют дети России», посвященного Великой Победе и в память Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; диплом Лауреата III Степени Окружного Этапа Всероссийского Фестиваля школьных хоров «Поют дети России» (в категории «Хоры младших и средних классов») г. Москва.
  • 2017 г. — Диплом Лауреата VI Фестиваля детско-юношеских хоров «Пою Богу Моему дондеже есмь» в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете г. Москвы.
  • 2019 г., 12 апреля — диплом лауреата 1 степени в номинации «Хоровое пение» V международного конкурса инструментального и вокального творчества «Славься, Глинка!» (г. Смоленск) (младший хор)
  • 14 апреля — участие в Международном Гала-Концерте духовной музыки в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска (сводный детско-юношеский хор).
  • - Можно ли услышать детско-юношеский хор гимназии в записи?

    - Да. При поддержке директора протоиерея Святослава Худовекова и администрации гимназии хоровой коллектив записал диск из 14 вокально-хоровых произведений духовных песнопений и 2 вокальных произведения в современной обработке.

    - Есть ли среди выпускников гимназии те, кто связывает решает продолжить музыкальное образование или сделать пение своей профессией?

    - Безусловно, есть выпускники, которые продолжают заниматься церковным пением. Многие поступают в наш Центр подготовки церковных специалистов или духовную семинарию; есть те, кто выбирает светскую профессию, но продолжает петь на клиросе какого-то из смоленских храмов.

    Среди ребят есть «звездочки», которые с 1 по 11 класс были солистами нашего хора, участвовали во всевозможных конкурсах и фестивалях. Поступая учиться в вуз, такие дети обязательно участвуют там в каких-то музыкальных проектах.

    - Поделитесь, пожалуйста планами на 2019-2020 учебный год.

    - Есть множество интересных фестивалей не только в России, но и за рубежом, и если Бог даст, мы сможем принять участие в некоторых из них. Для юных певчих очень важно выступать там, где есть другие музыкальные коллективы, слышать других, делиться своим музыкальным творчеством. Даже само участие в фестивале — это яркое событие. А если мы становимся победителями, это не просто радость, но и дополнительная мотивация для того, чтобы совершенствовать свой талант в хоре нашей гимназии.

    Участие хора Смоленской Православной гимназии в благотворительных акциях и концертах в Смоленске и Смоленской области:

    • выступление на ежегодных областных детско-юношеских Елизаветинских чтениях «Белый ангел России»;
    • на ежегодных Рождественских утренниках для молодежи в большом зале Смоленской универсальной научной библиотеке им. А.Т.Твардовского;
    • организация и проведение ежегодных благотворительных Рождественских и Пасхальных музыкально-литературных мероприятий для ветеранов педагогического труда в Домах культуры и работников просвещения г. Смоленска;
    • «Пасхальный благовест». Литературные встречи с православной молодежью и писателями Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского (ежегодно);
    • организация и активное участие дел доброты в дни благотворительного марафона «Пасхальные дни Милосердия – Белый цветок» (ежегодно);
    • проведение Рождественских и Пасхальных концертов с разнообразной программой в детских школах-интернатах, больницах, детских садах-интернатах (ежегодно);
    • участие вокального ансамбля в театральных постановках на сцене областного драматического театра им. А.С.Грибоедова (ежегодно).
    • 2019 г.

      • 1 февраля. — участие в молодежном праздничном мероприятии, посвященном 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
      • 14 марта – участие в проведении литературной встречи с православной молодежью и писателями «Архиепископ Лука Войно-Ясенецкикий – доктор медицины, патриот Отечества, епископ православной церкви» в рамках проведения Дня православной книги.
      • 2018 год

        • активное участие и помощь в проведении творческой встречи объединения православных писателей в рамках межшкольного проекта «Лента длиною в жизнь…» на базе Средней школы №22 города Смоленска
        • участие в проведении презентации второго выпуска православного литературно-художественного и публицистического альманаха «Свет Одигитрии»
        • участие в муниципальном этапе Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность»
        • 2017 год

          • 8 января участие в Архиерейской елке в Смоленском Государственном Институте Искусств
          • благотворительный Рождественский концерт перед инвалидами общества слепых. Областная библиотека им. Твардовского
          • участие в концерте, посвященном «Дню защитника Отечества» в администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
          • 2016

            • 8 сентября — участие в православном форуме «Святая Евфросиния – просветительница Руси». Открытие международной конференции. (Республика Беларусь)
            • 29 октября участие в VIII фестивале народных песен и духовного песнопения «Святая Русь. Связующие нити». Г. Демидов.
            • Подготовила Екатерина Дмитракова