Новости Тамбовской митрополии
14 августа 2015 года православные христиане отмечают первый день Успенского поста. В этот день во всех храмах Тамбовской митрополии было совершено освящение нового урожая мёда и спрошено у Господа благословение подать новому урожаю мёда благодать Святого Духа, дабы всякий вкушающий от него получал здравие и исполнялся всякого блага.
В народе этот день называют «Медовым или первым Спасом», а в церковном календаре праздник именуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове история этого календарного праздника объясняется так:
По причине болезней, весьма часто бывавших в августе издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.
В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминаниями Крещения Руси в 988 году Святым Равноапостольским князем Владимиром. 14 августа в память об этом событии совершалось освящение воды в водах Днепра и Крещатика. Медовый Спас называют еще «медолом» – праздник пчеловодов. В этот день пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.
Мед является одним из самых питательных среди постных продуктов. В Евангелии рассказывается о том, как Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акридами (сушеной саранчой) и диким медом. В Библии о богатой стране говорилось – земля, кипящая молоком и медом.
Русь всегда была богата медом. В русской кухне на его основе приготовлялось множество разнообразных блюд и напитков. Вкушение меда разрешается в любой день года, кроме Великого Пятка на Страстной Седмице. В этот день принятие пищи запрещается. Мед был и остается неотъемлемой частью обрядовой кухни. С него всегда начинался поминальный обед. Мед всегда считался наиболее угодным Богу для поминовения усопших.
Мед стал даже виновником появления на свет знаменитого русского самовара, вернее его прообраза. Наши предки очень любили душистый напиток, приготовляемый на основе меда. Русские его называли сбитнем, иностранцы – глинтвейном. Долгое время он заменял популярные сейчас чай и кофе. Сбитенщики, продавцы одноименного напитка, разносили его в больших медных чайниках, которые в зимнее время плотно укутывали и в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Так медовый напиток подтолкнул к изобретению русского самовара, известного во всем мире.
Успенский пост по длительности недолог, а по строгости пощения приписывается к Великому посту. Несмотря на свою строгость этот пост на Руси считался самым приятным, легким, благодаря поспевшим овощам и фруктам. Народ о нем сложил поговорку: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Спасовкой этот пост называли потому, что он связан с тремя праздниками – Спасами – в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа.
Первый Спас приходится на начало поста, второй – на середину, третий – на первый день после его окончания. В каждый из Спасов благославляются некоторые продукты питания нового урожая. Поэтому в народе их называют «медовый», «яблочный» и «ореховый». Ореховый Спас именуется ещё «мокрым» или «хлебным», потому что в этот день всегда совершались водосвятные молебны и в некоторых местностях освящался новый урожай хлеба. Хотя по церковному календарю каждому из них соответствует другое название: медовому — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, яблочному — Преображение Господне, ореховому — Перенесение из Едессы в Константинополь нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Завершается Успенский пост 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это последний двунадесятый праздник церковного года. Слово «успение» означает «кончина». Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и преставления к жизни Небесной.
Одно из ранних упоминаний о посте «осеннем, положенном в осьмом месяце» (Ред.: Успенском) есть у Льва Великого, который уже называет этот пост древним установлением. В соборном определении 1166 г. при Константинопольском Патриархе устанавливался единообразный порядок соблюдения этого поста в Восточных Церквах. Устав запрещал в течение всего поста, кроме праздника Преображения, вкушение рыбы. По субботам и воскресеньям дозволялась вареная пища с растительным маслом, во вторник и четверг – без растительного масла, а в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение. В современной церковной традиции этим постом не благословляется употреблять мясо-молочные и рыбные продукты (вкушение рыбы разрешается только 19 августа в праздник Преображения Господня).