Новости Тамбовской митрополии

14 Апреля 2014

С 14 апреля православные христиане вступили в особый период – дни Страстной седмицы. Церковь называет ее Великою. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть глава других седмиц, потому что в нее Господь совершил для нас особые дела: низложена давняя власть диавола, попрана смерть, умерщвлен грех, открыт рай, доступным сделалось небо, люди соединились с Ангелами, Бог мира умиротворил горнее и земное.

Страстная седмица, являясь сутью христианства, помогает приблизиться нам к Богу, к тайне нашего спасения – Страстям Господним. Каждый день этой Великой седмицы назван Великим, и приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений.

Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. В Страстную седмицу святые отцы советуют стараться по возможности посещать богослужения, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в.

В первые четыре дня седмицы, в понедельник, вторник, среду и четверг, Иисус Христос проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Поэтому за богослужениями в каждый из этих дней воспоминаются определенные моменты, касающиеся последних дней земной жизни Спасителя.

В Великий Понедельник — об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, а также притча о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом.

Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска

В Великий Вторник читаются притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев. В Великую Среду вспоминается жена, омывшая слезами и драгоценным миром ноги Спасителя. В Великий Чистый Четверг утром совершается в воспоминание о Тайной Вечере в Сионской горнице  Божественная литургия, вечером читаются Страстные Евангелия. В первые три дня также совершается Литургия, но Преждеосвященных Даров.

В Великую Пятницу вспоминаются:  взятие Спасителя в Гефсиманском саду и осуждение Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27:1) (богослужение утрени); ведение Христа на суд к Пилату (богослужение первого часа (Мф. 27:2); осуждение Господа на суде у Пилата (богослужение третьего часа); крестные страдания Христа (богослужение шестого часа); смерть (богослужение девятого часа); снятие тела Христова со креста (вечерня).

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. На утреннем богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями. Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи».

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева. Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42) и тем доставили истине новое подтверждение. Великая суббота превосходит все дни Страстной  седмицы, считается главой ее.

Великая Пятница. Снятие со Креста. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии совершается благословение хлебов и вина, а затем происходит освящение куличей, пасох и яиц.

Великая Суббота. Христос в окружении ангельских сил. Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Однажды в год торжественно вспоминает Святая Церковь страдания и погребение Христово… Но во всякое время, даже в самые Светлые торжества, вы увидите в руках ее служителей Крест Господень, и образ погребения Христова всегда находится на Святой Трапезе, где тайнодействуется животворящее Тело и Кровь Христовы… Это значит, что и для последователей Христовых празднование животворящих Страстей Его должно продолжаться всегда… Почувствуешь ли восстание страстей в сердце – взойди мысленно на Голгофу и посмотри на казнь, уготовленную за грех, и помыслы рассеются, как мрак на восходе солнца… Но одного воспоминания о Страстях Христовых недостаточно… Необходимо сораспяться и умереть со Христом, то есть отвергнуться себя, неуклонно следовать Его примеру в борьбе со страстями и похотями – до крови и смерти… Ибо, если ты уклонишься в сторону греха, то ты снова произнесешь смертный приговор Господу Иисусу Христу… Согрешающие в разуме снова распинают в себе Сына Божия (Дмитрий (Муретов), архиеп. Слова, беседы и речи, т. 4, М., 1898, с 234–287.).