Новости Тобольско-Тюменской епархии

5 Ноября 2013

5 ноября 2013 г.

C 11 по 18 октября 2013 года мы, три студента и преподаватель Тобольской духовной семинарии, находились в паломнической поездке по святым местам Сербии.

Сербия является небольшой страной на юге Европы, без выхода к морю. Но на этой маленькой, по российским меркам, территории умещается более 200 монастырей, множество городов и храмов. Расстояние между ними невелико, и многие сербы, по-видимому, это широко используют, совершая паломничества. Гид Властимир, который нас встретил в аэропорту, неплохо владел русским языком, знал историю и современную жизнь своей страны и, являясь водителем, многое нам рассказал по дороге.

В первый день поездки удалось посетить монастырь Раковица, в 15 километрах от столицы Белграда. Здесь находится могила известного нашего современника – Сербского Патриарха Павла. Он вел очень аскетическую жизнь, вплоть до того, что пользовался исключительно общественным транспортом. В монастыре есть часовня с источником во имя святой Параскевы, которая очень почитается в Сербии. Еще по пути в монастырь Властимир отметил, что по этой же дороге недавно проезжал Святейший Патриарх Кирилл, а в Раковице одна из первых встретившихся нам монахинь сообщила о его визите и в их монастырь.

В Раковице мы впервые познакомились с интересной традицией – приглашать гостей в монастырях (и в храмах, по возможности) «на служение», то есть на чашечку кофе. Конечно, это не привычный россиянам растворимый кофе, а настоящий сваренный крепкий кофе, подаваемый в небольших кружечках со стаканом воды. Иногда к этому может быть также подана небольшая рюмочка национального напитка ракии, по-другому, сливовицы, по названию плодов, из которых его готовят, – слив. В Греции помещения для подобных приемов называют архондариками, в России же, поскольку паломников в монастырях часто очень много, такой традиции не прижилось. Изюминкой такого приема является общение, в нашем случае это были встречи с игуменами и игуменьями монастырей. Конечно, через переводчика особо не поговоришь, но большой радостью было увидеть и разглядеть лица христианских тружеников в непринужденной обстановке. Вообще, по полученным впечатлениям, сербский народ оказался весьма благодушным и отзывчивым, очень хорошо относящимся к русским людям. Многие работницы «церковных лавок» в храмах дарили нам иконы чтимых святых сербской земли и открытки с фотографиями храмов. Мы тоже догадались взять с собой из России некоторые издания Тобольско-Тюменской епархии и делали им ответные подарки.

Далее наша дорога лежала на юг страны. Очень скоро появились горные массивы, ущелья и «серпантины», выдержать которые было нелегко даже на автомобиле. Подъемы, спуски, перевалы, резкие повороты, иногда некачественное дорожное покрытие… Но все тяготы покрывала живописная красота Божьего творения.

В первые три дня мы посетили 12 монастырей XII-XIV вв. Помимо Раковицы это Манасия, Раваница, Любостыня, Жича, Студеница, Градац, Джурджеви Ступови, Сопочаны, Милешево, Келие, Лелич. В гостинце («конаке») Студеницы и Милешево оставались на ночлег. Архитектурный стиль храмов этих монастырей – строгий византийский, нартекс соразмерен наосу, иконостас незначительных размеров. В храмах множество мощей святых: Симеона Мироточивого и Анастасии – родителей св. Саввы, врачей-бессребреников Космы и Дамиана, Николая Велимировича, Владислава Сербского и других. Более же всего в Сербии почитается св. Савва, который очень много сделал для просвещения сербского народа православием и добился автономии Сербской Церкви, но его мощи были утрачены в период турецких завоеваний.

Во время паломничества мы поучаствовали в нескольких Богослужениях, в том числе Литургии. В Сербии распространено несколько практик использования национального сербского и церковнославянского языков: от полного использования того или иного до промежуточных вариантов. Например, ектении, Евангелие и Апостол – на национальном языке, а остальное – на славянском. Но, к сожалению, чтение текстов на церковнославянском языке носило, с нашей точки зрения, некоторый сербский акцент, понять содержание было трудно, и тем более почти невозможно было понять тексты на сербском. Общий же чин Богослужения идентичен русскому и узнаваем, кроме некоторых особенностей, скорее присущих Греческой Церкви.

В последующие три дня мы посетили город Сремски Карловцы, где побывали в семинарии, Музее Сербской Православной Церкви, Патриаршем Дворце, где многие годы размещался Центр Русской Православной Церкви Заграницей. Недалеко от города находится Фрушская гора, на которой расположены 22 монастыря. Мы побывали в четырех. В одном из них приложились к мощам св. вмч. Феодора Тирона. Сама Фрушская гора есть некоторый аналог св. горы Афон.

В городах Новый Сад и Белград посетили храмы более позднего времени, крепости Петро-Бородинскую и Калемегдан (с двумя храмами); памятник и могилу русского генерала Петра Врангеля; иконописный факультет и Свято-Троицкий храм – Подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Размеры некоторых храмов очень впечатляют. Еще строящийся храм св. Саввы в Белграде, как ожидается, будет самым больший действующим храмом в мире. Сейчас в нем с помощью автокрана выполняется внутренняя отделка помещения.

Программа мероприятий нашей поездки оказалась очень насыщенной, так что всех впечатлений не изложишь и не вспомнишь. Впрочем, это не главное. Нам не довелось много поучаствовать в Богослужении, но можно смело сказать: паломническая поездка удалась.

Протоиерей Михаил ДЕНИСОВ,

Антон ДОЛГУШИН, Андрей КАЗАКОВ, Александр РОДИН,

Тобольская духовная семинария