Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2273/
24 Февраля 2015
23 и 24 февраля, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе.

23 февраля по окончании канона Владыка обратился к собравшимся назидательным словом:

«Каждый год, дорогие братья и сестры, когда наступают эти святые вечера, первые вечера Великого поста, то неизменно душа испытывает одни и те же чувства – чувства узника, который долгие годы находился в замкнутом, мрачном, темном и сыром подземелье, и для которого вдруг широко были открыты двери на волю, на воздух, и впервые после долгих лет томления впервые заглядывает в них луч солнца, и впервые душа вдыхает полной грудью свежего чистого воздуха.

И, наверное, неслучайно церковные песнопения Великого поста называют это время постной весной…В одной из стихир мы будем слышать эти слова– «наста весна постная».

Весна - это время года, когда пробуждается природа, когда пробуждаются к жизни её, казалось бы, совершенно умершие от лютой зимы силы, но начинает пригревать солнце и природа оживает. Вот Господь по милости Своей и по любви к нам дал нам эту священную духовную весну, желая, чтобы душа наша не навеки была скована морозом греха, чтобы не была она окутана холодом, но согретая божественной благодатью, чтобы снова пробудилась к жизни. Но с чего начинается это пробуждение? Вспомним нашу весну физическую, природную. Когда начинает пригревать солнце то начинает активно таять снег. И что первым появляется из-под снега? Появляются следы человеческой жизни. Появляются первыми не подснежники, как некоторые думают, а появляется мусор. Снег начинает таять, и вдруг появляются из земли банки, бутылки, пакеты, упаковочный материал – всё то, что зимой человек бросал, не задумываясь о сохранении чистоты окружающей его среды, всё это заносилось снегом, всё это маскировалось, и мы ходя по этой грязи, по этому мусору, не видели его и не осознавали этого. Поскольку всё это было прикрыто личиной, маской, было припорошено снегом. Но стоило пригреть солнцу и эта маска лжи, лицемерия, маска кажущейся чистоты вдруг начинает обнажаться. И из тающего снега начинают обнажаться мусор и прочая нечистота. И, наверное, особенно люди старшего возраста помнят, что в преддверии мая всегда организовывались субботники, когда люди выходили на улицу, чтобы навести порядок, чтобы привести в чистое состояние наш город, наши населенные пункты, дворы. Вот нечто подобное происходит и в нашей духовной жизни. Наступает духовная весна – святой и Великий пост. Начинает благодатью Божией согревать солнце. Милость Божия начинает охватывать нашу душу, и она потихоньку начинает оттаивать. Но и, казалось бы, если благодать Божия касается нашей души, то должны бы мы увидеть сразу в нашей душе цветущие подснежники, благоухающие ароматами небесными, но нет. Первое, что обнажается при наступлении Великого поста в нашей душе – это срам греха, это те греховные язвы, греховные болезни, изъяны, которых много было в нашей душе, но которая не видела их, не замечала, не хотела на это обратить внимание.

И вот, иногда весной, идешь по городу, который еще не успели убрать, и ужасаешься. Так, наверное, и человек, взглянув в свою душу беспристрастным взором. Может лишь ужаснуться. Столько всего, о чем раньше мы и не думали, и не подозревали. Но главное – не опустить рук наших, главное – не прийти в отчаяние, но возложивши всё упование наше на Бога, вооружиться против этого тления греха и порока, для того, чтобы вымести, вычистить дом нашей души от этого срама, от этого злосмрадия греха. Иногда это сделать бывает непросто, потому что столько оказывается у нас грехов, столько изъянов, что не знаешь, за что и браться…У нас изъязвлена душа, как в каноне Андрея Критского сказано: «прокажена она, покрыта гноящимися струпами и язвами» и с чего начать лечение этой болезни - иногда совершенно непонятно.

И не случайны поэтому первые слова канона преподобного Андрея Критского… «откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…». Когда вдруг человек узнает о чем-то неожиданном для себя, о том, что его потрясает – он в недоумении разводит руки и пожимает плечами – не знаю, что делать, не знаю, куда бросаться для того, чтобы исправить положение…

...И вот Церковь нам, утопающим бросает спасательный круг. Казалось бы, мы по грехам нашим оказались за бортом корабля церковного и обречены были на потопление, но Господь дает нам шанс к спасению, как апостолу Петру, который утопал когда-то в пучине моря.., так Господь протягивает руку и нам.

Сегодня шаг за шагом мы, взирая на разные примеры нового и ветхого завета, видели удивительные назидательные примеры, извлекали глубокие уроки из этих библейских историй…

Однажды у одного старца спросили: «Что такое Библия?» И он ответил: «Это вторая совесть человека, потому что в ней мы видим, какие мы есть на самом деле, и какими мы должны быть». И вот, преподобный Андрей даёт нам такую возможность вглядеться в эти примеры ветхо- и новозаветной истории для того, чтобы они вдохновили на труд.

Но может быть, болезнь настолько велика, что и нет надежды на ее исцеление? Может быть расписаться в своей беспомощности, бессилии в противостоянии греху? Чтобы такие мысли не посещали нас преподобный Андрей, а вместе с ним и вся Церковь, напоминают нам о безграничном Божественном милосердии и Божественном всемогуществе – что невозможно человеку возможно Богу, и Господь готов исцелить нашу больную душу, но при условии, что мы сами того желаем, и сами к тому стремимся. Ибо Господь создал нас свободными, со свободной волей, и поэтому он не вторгается в нашу жизнь, как разбойник, для того, чтобы насильно к чему-то принудить, пусть и добродетельной жизни. Он нас призывает и смиренно ждет, когда мы откликнемся на Его призыв для того, чтобы в нашей жизни явить Свою Божественную силу.

Как не вспомнить пример из древнего патерика, где описывается жизнь одного молодого подвижника, который был борим нечистыми духами... Долго противоборствовал подвижник искушению,.. но буря страстей всё более и более охватывала его душу, и этот подвижник вдруг почувствовал себя на грани падения. Он понял, что дальше сопротивляться он не в силах, и в изнеможении он упал на земли и воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, почему ты меня оставил один на один в этом борении с врагами спасения?» И как только произнес эти слова, почувствовал, как мир окутал его душу,.. и великие мир и тишина вошли в его жизнь. И этот подвижник услышал тихий голос Самого Господа, который с любовью сказал ему: «А почему ты прежде не призвал Меня? Видишь, как только ты обратился ко Мне, я сразу пришел к тебе на помощь.»

Господь, Он способен укрепить нас в нашей духовной борьбе, Он готов исцелить нас от наших духовных язв, но если мы сами будем стремиться к тому.

И утешительными словами канона Андрея Критского, просто бальзамом который капает на исстрадавшуюся душу, являются удивительные слова, которые я никогда не могу произносить без особого трепета: «рука Моисеева да уверит тебе, душе моя, како может Бог житие прокаженное убелити и очистити, не отчаяйся убо себе, аще и прокаженна еси»…

Речь идет об одном из чудес, которые Господь сотворил через своего избранника пророка Моисея. Явившись во дворец фараона, Моисей показал фараону свою правую руку, которая была совершенно здоровой и чистой, но затем занёс её под край своей одежды и достал её обратно, и рука оказалась покрытой язвами. Ужаснулся фараон, Моисей снова занес руку под край одежды и снова рука была чистой и не было следа болезни.

И вот, преподобный Андрей, вспоминая это библейское чудо, явлённое Господом, обращается к своей собственной и к нашей душе: "Душе моя, пусть рука Моисея уверит,- то есть убедит тебя,- как скоро, как быстро может Бог прокаженное житие, прокаженную греховную жизнь убелить и исправить, поэтому не отчаивайся в себе, если ты, душа моя, и прокажённа".

Будем и мы, дорогие братья и сестры, с благодарностью принимать и применять от Бога те спасительные лечебные средства, которые обильно предлагает в эти дни наша Матерь святая Церковь, и будем применять эти средства, будем усердны в прохождении поприща святого Великого поста, и тогда, в завершении его, увидим и благодатные плоды нашего постного труда».

В среду, 25 февраля, митрополит Ростислав совершит великое повечение в Воскресенской церкви (Октябрьский взвоз, 10), где будет прочитана третья часть Великого покаянного канона.

26 февраля, в четверг первой седмицы поста, Его Высокопреосвященство совершит богослужение в храме прп. Сергия Радонежского (ул. Трудовая, 20), где будет прочитана заключительная, четвертая часть покаянного канона.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – это шедевр церковной гимнографии, в котором на библейских примерах преподается образец глубокого, искреннего покаяния. Канон, как некий компас, позволяет нам сориентироваться и правильно задать вектор движения во время Великого поста.

Обращая внимание на нашу духовную жизнь, мы констатируем тот факт, что часто она до того запутана, что трудно самим разобраться с чего начинать, что прежде всего необходимо привести в порядок, ибо изранена вся душа, всё сердце, уязвлена с разных сторон наша совесть.

Констатируя это падшее состояние человека, преподобный Андрей уже с первых строк Канона не только ставит диагноз, но и подаёт надежду: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…» или «Где положу начало, Христе, нынешнему рыданию…». Мы как бы с недоумением и растерянностью разводим руками, недоумевая, где же кончик клубка нашей запутавшейся жизни, найдя который, мы можем распутать весь этот клубок. И помогает нам в этом Великий покаянный канон преподобного Андрея.

Для того, чтобы эти службы смогли посетить все желающие прихожане, вечернее богослужение во всех томских храмах начнётся позже обычного – в 18:00.