Новости Томской митрополии
В ходе секции учителя обращались к педагогическим идеям, на которых основывалось подвижничество преподобного Сергия Радонежского. Центральной учителя выделили идею о том, что для духовно-нравственного развития необходимо опираться на опыт, накопленный предыдущими поколениями. Какое отношение это имеет к делу обучения младших школьников? «Изучая национальную культуру, постигая духовный опыт предков, человек обогащает мир своей души» - ответили учителя.
Проблемой нашего времени, как отметили участники секции, является пассивность родителей в деле духовного и нравственного воспитания. Многие папы и мамы возлагают эту задачу на детские сады, школы, ВУЗы. Не всегда это совершается от незаинтересованности родителей, скорее по незнанию: как. Во времена же, когда жил прп. Сергий, духовно-нравственное воспитание лежало на плечах родителей. Это и сегодня так, с той лишь оговоркой, что свято место пусто не бывает: не знакомясь с образцами высокой духовности и нравственности, дети находят их в более низшем варианте. Из жития прп. Сергия Радонежского мы знаем, что жизнь его родителей отличалась простотой, высокой религиозностью, стремлением помогать нуждающимся. Не было ОПК (предмет «Основы православной культуры»), зато существовала преемственность от родителей к чадам. И она сыграла большую роль в духовном и нравственном становлении преподобного Сергия Радонежского. «Но кто бы воспитал родителей?» - сетуют учителя.
Само время и пробелы общества в духовно-нравственном развитии и воспитании побуждают заниматься этим школы. А вот о том, как это осуществляется на практике, и поделились на Чтениях томские учителя.
«В рамках учебных предметов у нас богатый материал, необходимый для формирования у детей нравственных понятий и представлений. Естественно, что больше всего этого материала содержит литературное чтение, русский язык, сказки, мифы, легенды, а также предметы искусства: технология, музыка, изобразительное искусство, все они органично подходят для детской психологии. Художественное слово, образ персонажей воздействуют не только на сознание, но и на чувства и поступки самого ребенка» - поделилась Алла Владимировна Егорова, учитель начальных классов гимназии №29.
Также педагоги единодушно отозвались: «Мы радеем за «Основы православной культуры», считая, что этот предмет наилучшим образом способствует формированию нравственных качеств у детей. Сегодня учителями разрабатываются специальные системы проектных заданий. Благодаря им ученики получают новый, ранее не существовавший, опыт нравственного поведения, который в будущем они смогут применить и в жизненных ситуациях. Для занятий выбираются любимые детям произведения, к примеру, Эдуарда Успенского. Так, решая контрольную для героев из Простоквашино, дети ищут качества, которыми необходимо обладать простоквашинцам, чтобы сохранить дружбу, анализируют поступки героев. Школьники учатся самостоятельно вычленять образцы поведения, описывают последствия поступков героев, сравнивают их действия и желания с собственными.
С необычным проектом «Наша история», который начинается в первом классе и проходит через все 4 учебных года, познакомила коллег Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов гимназии №26. В рамках этого проекта ребята готовят рисунки, рассказы, сочинения, а также составляют альбомы, посвященные истории их семьи. Ведь возрождение духовности и должно начинаться с понимания семьи, укрепления ее ценности. Кроме того, традиционно в первой и третьей четверти Марина Анатольевна проводит день исследователя «Я – Томич». Ребята собирают информацию о славных людях города, об исторических местах и улицах. Эти работы были представлены на областных и всероссийских конкурсах и заняли призовые места.
Особо хочется отметить проект «По стопам Феодора на земле Томской». История его появления очень необычна: в классной библиотечке ребята обнаружили книгу Ю.Успеньевой «Благословенный старец. Рассказы из жития святого праведного Феодора Томского». Книга о житии томского святого написана в переложении для детей. Она заинтересовала одну из учениц класса - Анастасию Латышеву, которая опросив своих одноклассников, выяснила, что им ничего неизвестно о старце Феодоре. Благодаря интересу Насти ученики не только познакомились с житием томского святого, но и посетили место бывшей келии старца Феодора в пос. Хромовка, поприсутствовали на молебне в день памяти старца Феодора Томского, побывали на экскурсии в Церковно-историческом музее при Томской духовной семинарии, посетили Богородице-Алексиевский монастырь. Этот проект стал победителем областного творческого конкурса «Святой старец Феодор – свет земли сибирской».
Большой интерес вызвал у учителей авторский урок «Православная молитва» из модульного курса «Основы православной культуры». Ольга Иосифовна Левина, учитель гимназии №29 и педагог по этой дисциплине, продемонстрировала свой урок собравшимся коллегам. Как уже говорилось, для младших школьников близок язык сказок, поэтому материалом к теме православной молитвы была выбрана «Снежная королева» Г.Х. Андерсена. На примере этой сказки дети ищут в чем отличие молитв Герды о своем брате Кае от магии Снежной Королевы, что происходило, когда Герда молилась? Вместе читают «Отче наш», и даже на церковно-славянском! Проводят исследование: «А кто в вашей семье молится? Как молится? Где? В какие храмы ходят?» Заканчивается урок вопросом: «О чем бы ты помолился Богу?» Для кого-то, это первые молитвы в их жизни.
О том, как воспринимают дети новый предмет, Ольга Иосифовна ответила: «Очень хорошо. Очень! Это нужный предмет, ученики слушают внимательно, сидят буквально с открытыми ртами. Они открываются, рассказывают про свои беды, неудачи, грехи, переживания. Когда я приношу Библию, то не могу оторвать их от нее, привлечь к себе внимание, чтобы вести урок!»
Как видно, определяющую роль в деле развития и воспитания несут родители, но и личность учителя значит многое.
Закончилась секция на оптимистической ноте. «Радует, что в сравнении с тем, что мы имели в 90-е годы, многое возрождается» - выразили надежду педагоги.
Олеся Мазалова