Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
3 Марта 2014
Последнее воскресенье перед Великим постом - в этом году 2 марта - называется еще Прощеным. Что принес этот праздник и что мы знаем о нем, кроме того, что в этот день нужно просить прощение?

Традиция просить прощение в Прощеное воскресенье пришла из глубокой древности от египетских монахов. В первую неделю Великого поста старцы собирались вместе, и после прилежной молитвы прощались друг с другом на 40 дней. После этого монахи переходили через Иордан, и расходились поодиночке в пустыню. Условия пустыни очень суровы: и зной, и жажда, и дикие животные. Никто из монахов не был до конца уверен, что вернется. Поэтому, уходя совершать труд поста и молитвы, монахи накануне просили друг у друга прощение, как перед смертью, как если они больше не увидят друг друга.

Этот обычай нашел широкий отклик и в среде русского народа. Прощение друг у друга просили родители и дети, мужья и жены, близкие и дальние родственники, соседи. Перед наступавшим постом к родителям из соседних деревень приезжали сыновья и замужние дочери с детьми, а уезжая обратно, они становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Те же слова говорили и родители взрослым детям. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем. Во многих русских деревнях в этот день просили прощение не только у живых, но и у усопших.

Само слово «простить» перекликается по звучанию со словами «просто», «простота» и имеет с ними один корень. То есть прощение связано с упрощением отношений, которые стали сложными из-за обид, недоверия и подозрительности. Мы ведь так и говорим: «Мне с этим человеком стало сложно общаться», отражая действие затаившейся обиды.

«Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель». Эти слова сказал преподобный Марк Подвижник, живший в 4 веке. Почему же, если прощать для человека большое благо, столь много в мире обид и злобы? Об этом мы попросили рассказать православного семейного психолога Ирину Бушуеву.

- Ирина Владиславовна, почему люди часто не прощают друг друга?


- Гордецу, считающему себя всегда и во всем правым, очень трудно спуститься со своего пьедестала и понять чувства другого человека. Чувствуя себя выше другого, он хочет наказать обидчика своим непрощением, вызвав у него чувство некоего долга и вины: «Ты меня обидел, поэтому не буду тебя прощать, ты виноват передо мною». А виноватым легко манипулировать. Или: «Я тебя простил, совершив тяжелую внутреннюю работу. И ты мне за нее теперь обязан».
Мифы также могут мешать. Например, что прощение – это дело слабых. Или ложные убеждения, что «если я прощу, то не буду справедливым, потому что зло должно быть наказано», «простив, я разрешу себя не уважать».
Непрощение помогает избежать ответственности: «Я такой весь несчастный, меня все обидели, буду один». Это как в детстве: «Вот умру и пусть они обо мне поплачут!» И человек остается плачущим, бездеятельным, не способным простить.

- Из чего складывается прощение?

- На первом этапе важно принять решение: простить. Второе: честно увидеть свою боль и гнев. За обидой всегда скрывается гнев. Здесь действует механизм психологической защиты – отрицание. Люди годами, десятилетиями застревают в отрицании, ложно оправдывая своего обидчика, тогда как одно воспоминание о нем вызывает внутри напряжение и боль. Важно понять, что когда мы отрицаем факт обиды, прошлое никуда не девается. Человек может даже физически чувствовать «крючок» обиды от обидчика. Например, женщина развелась с мужем 20 лет назад, но ее начинает трясти, стоит ей вспомнить о нем.
На третьем этапе наступает разочарование в самом себе, и тебе тошно, что ты способен на такие мстительные чувства, на такие помыслы и даже, может быть, дела. И верующему человеку здесь гораздо легче, потому что он может пойти на исповедь, и то, что ему открылось о себе, открыть перед Богом.
Следующий этап: понять того человека, который нас ранил. Понять, что другой человек так поступил почему-то, у него была причина. И это ему помогает сочувствовать другому человеку. Гордыня, желание отомстить мешают этому, а понять - очень важно, потому что тут как раз проявляется момент сострадания. И в этот период важно не спешить, чтобы не простить ложно. Есть такая уловка нашего сознания, когда я хочу простить, и говорю: «Я тебя прощаю», но при очередном каком-то конфликте вспоминаю и этот случай, и другой, и третий. Это говорит о том, что не было прощения. Лучше не торопиться, потому что это очень трудная внутренняя работа, и дать себе время осознать этот урок.
И самый последний этап: стать ответственным за свою жизнь, осознать свои чувства, мысли, свои глубокие потребности. Многие люди, после того, как они действительно искренне переживали прощение, говорили, что стали по-другому видеть краски жизни, закат, восход, открывались какие-то новые таланты, новые грани жизни человека, потому что непрощение забирало много энергии и ее не хватало, чтобы жить полной жизнью.

- Если подвести резюме: что значит простить?

- Простить - значит отпустить прошлое, стать свободным от негативных мыслей, чувств, от негативных поступков. Это значит наполниться любовью, принять обидчика и понять, что на самом деле он помог мне духовно и личностно вырасти.
Когда человек прост, смирен, как духовные люди, его ничто не обижает, он принимает людей такими, какие они есть. У меня были случаи в семейном консультировании, когда люди даже после измен, предательств находили силы простить.

- А есть ли разница между прощением и примирением?

- Конечно. Примирение зависит как от меня, так и от другого человека, оно может и не состояться, а прощение зависит только от самого человека. Если примирение не состоялось - это не показатель того, что не простил.

- Что Вы могли бы посоветовать человеку, который прощает, прощает, а все равно не может простить?

- Верить, что количество перейдет в качество. Продолжать прощать. Не накручивать негативные мысли, которые нам мешают прощать. Ни в коем случае не винить себя и не ругать, понять, что внутренний мир каждого человека – это тайна. Однажды утром этот человек проснется и поймет: все, больше нет «крючка» обиды.
Помню, когда я первый раз читала Евангелие от Матфея, меня поразило, что на вопрос апостола Петра о том, сколько нужно прощать обидчику, до семи ли раз, Христос ответил: «Не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз!» В семейной жизни просто очень важно сделать доброй привычкой просить прощение.
Еще мне близка мысль святого праведного Иоанна Кронштадтского, что любовь скора к прощению и снисхождению. Чем больше в нас любви, тем скорее мы прощаем.

Прощеное воскресенье бывает только один раз в году, и когда всё вокруг призывает и помогает простить, наверное, важно не потерять столь значимый день для своей души.


В Прощеное воскресенье после вечернего богослужения в Богоявленском Кафедральном соборе (пл. Ленина 7) ежегодно в 18:00 совершается особый чин прощения. В ходе его священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми. Это одно из самых трогательных богослужений Православной Церкви, у многих людей на глазах бывают слезы, а на душе – необычайная легкость. В этот вечер храм всегда бывает полон

На следующий день за богослужением в православных храмах начинает читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великий канон будет читаться в 18:00 4 дня подряд: с понедельника 3 марта по четверг 6 марта.

Автор: Олеся Мазалова

Источник: ТОМСКИЕ НОВОСТИ