Новости Тверской митрополии

22 Августа 2013
19 августа Святая Церковь совершает празднование Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вспоминается, как в последний год Своей земной жизни Господь Иисус Христос, желая укрепить веру в Себя в Своих учениках, дабы она не поколебалась в них во время Его крестных страданий, преобразился перед ними на горе Фавор, показав им славу Своего Божества.

В праздник Преображения Господня митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию, а накануне всенощное бдение в Преображенском соборе г. Кимры. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, духовенство Преображенского собора и Кимрского благочиния. По окончании Божественной литургии были освящены плоды нового урожая, а также состоялся праздничный крестный ход вокруг храма в честь престольного праздника.

Вечером Его Высокопреосвященство совершил всенощное бдение в церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ильинское Кимрского района. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, настоятель церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы протоиерей Игорь Остаев, духовенство благочиния.

Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – это великий праздник, принадлежащий к числу Господских двунадесятых. Начало сего праздника относится к древним временам, как видно из поучений святых отцов IV и V веков, – святого Ефрема Сирина, святого Прокла, архиепископа Константинопольского. Богослужебные памятники Востока VIII века свидетельствуют о всеобщем праздновании Преображения Господня. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин оставил нам слово на Преображение Господне. Паремии праздника повествуют о свидетелях Преображения Господня и о явлении им в Ветхом Завете славы Божией, а именно: первая (Исх. 24, 12–18) представляет Моисея на горе Синайской, вторая (33, 11–23; 34, 4–8) говорит о явлении ему славы Божией и третья (3 Цар. 19, 3–9; 11–13; 15, 16) – о явлении славы Божией пророку Илии. Утреннее Евангелие (Лк. 9, 28–36) изображает историю священного события словами святого евангелиста Луки, а на Литургии (Мф. 17, 1–9) – словами святого евангелиста Матфея; чтение из Послания святого апостола Петра (2 Пет. 1, 10–19) указывает в Фаворском явлении славы Господа яснейшее доказательство Божественного величия Его. Стихиры праздника составлены Косьмой, а каноны – тем же Косьмой и Иоанном Дамаскином.

Преображение Господне имеет один день предпразднства 5 августа и семь дней попразднства. Отдание совершается 13 августа. От первого августа до Преображения, на самый день Преображения и в день отдания, поется катавасия Воздвижения «Крест начертав Моисей...», но в дни попразднства и до отдания Преображения поется катавасия Преображения: «Лицы израильтестии».

К особенностям праздника Преображения Господня относится древнейший обычай приносить в храм «в надлежащее время» (Правила святых апостолов. Правило 3-е) плоды нового урожая для благословения – «во благодарение Подаятелю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются» (Правила Шестого Вселенского собора. Правило 27-е). В конце литургии, по заамвонной молитве освящаются «гроздие», то есть виноград, который в Палестине как раз к этому времени созревает. До Преображения вкушать виноград запрещается. Освящение состоит в том, что поется тропарь праздника, во время которого совершается каждение винограда, а затем читается особая молитва, помещаемая в Минее на ряду и в Требнике, и виноград окропляется святой водой. Освященный виноград затем раздается всем присутствующим. Так как у нас в России, на севере, винограда нет, то, вместо винограда освящаются яблоки и другие плоды. Для этого читается «Молитва о приносящих начатки овощей», находящаяся в Требнике.

Информационная служба Тверской митрополии