Новости Тверской митрополии

18 Октября 2013
Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви представило церковной полноте для получения отзывов пять новых проектов документов:

- «О подготовке ко Святому Причащению»
- «О христианском погребении усопших»
- «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
- «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»
- «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

Прежде чем ознакомить наших читателей с содержанием указанных документов, следует упомянуть о том, чем является Межсоборное присутствие и какое значение оно имеет в церковной жизни. Межсоборное присутствие является органом советования епископата с полнотой церковной: «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12.15;24.6). Как сказано в положении о Межсоборном присутствии, «Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом». Председателем Межсоборного присутствия является Патриарх Московский и всея Руси. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви» (http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/ustav/). Когда предоложенные присутствием документы пройдут все стадии обсуждения, они передаются на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному Собору, после чего принятые документы становятся общеобязательными для всех членов Русской Православной Церкви.

Перейдем к знакомству с проектами документов.

Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»
(полный текст по адресу http://www.msobor.ru/doc.php?id=74 )

Таинство Причащения святых Тела и Крови Христовых является центральным в деле домостроительства спасения христианина. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому внимательное пастырское руководство евхаристической жизнью прихожан является важнейшей задачей во все времена.

В начале документа дается краткий исторический обзор Таинства Причащения и частоты участия христиан в нем. Так, в апостольские времена присутствие на Литургии верного подразумевало и обязательное участие в Евхаристии. В более позднее время, вследствие того, что многие уклонялись от причащения за каждой литургией и вели рассеянную жизнь, были установлены традиции причащаться только после соответсвующего периода говения, более или менее продолжительного. Собственно говению посвящен второй раздел документа. Документ не вносит ничего нового в существующие нормы и практику говения. В частности, сказано, что «определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего. Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви... Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых. Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних. При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними» .

В разделе «О светлой седмице» указано, что, согласно 66-му правилу Трулльского Собора, «миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи». Раздел о евхаристическом посте ( полном воздержании от пищи и пития с полуночи до конца литургии ) напоминает нам, что «требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим». В разделе «Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин» говорится: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением. Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29). Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты». В разделе «Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности» указано, что жизнь в законном, юридически заключенном браке, но по разным причинам не освященном венчанием, не является основанием для лишения причащения Святых Таин ( (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора). В отличие от блудного сожительства (современного так называемого «гражданского брака»), являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии. Относительно причащения детей сказано, что « для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению».

Регулярное Причащение необходимо христианину для его спасения, для духовного роста, для освящения души и тела, для ближайшего соединения со Христом в Теле Христовом. На вопрос, как часто следует причащаться, документ говорит, что «возможны различные подходы, при соблюдении правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно».

Проект документа «О христианском погребении усопших»
(полный текст по адресу http://www.msobor.ru/doc.php?id=75)

Этот документ посвящен двум вопросам — вопросу захоронения и связанному с ним вопросу кремации и практике так называемых «заочных отпеваний».

«Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших. Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим. Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна.

Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего». «Совершение заупокойных молитв и обрядов без принесения тела усопшего христианина в храм (или, по необходимости, приглашения священника для совершения молитвенного последования в ином месте) вполне оправдано в ряде случаев, когда тело не может быть принесено в храм по объективным причинам, например, человек погиб в авиакатастрофе. «Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует употреблять все усилия для приглашения к участию в священнодействии членов семьи почившего и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу», - говорит документ. Следует отметить, что богослужебные книги, в частности, Требник, не подразумевают иной формы отпевания, кроме как принесение тела усопшего в храм. Многолетняя пастырская практика показывает, что совместная молитва в храме у гроба усопшего оказывает важное благотворное влияние на его близких: она утешает, примиряет, осушает слезы утраты, открывает преддверие вечного бытия.

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
( полный текст по адресу http://www.msobor.ru/doc.php?id=76 )

Этот документ в основном приводит действующие в настоящее время относительно брака канонические установления. В содержании этого документа нам следует обратить внимание на следующее.

«Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями. Невозможно освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных (1 Кор. 7:14) и потому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72). В отношении православных христиан, не совершивших церковного венчания заключенного ими ранее в законном порядке брачного союза, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке и отождествления такового брака с блудом. Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в Венчании для достижения целей брака — совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Не признается возможным венчание браков, хотя и зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам. Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим предписаниям. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года (дополнено 02.IX.1918) и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака:

а) отпадение супруга или супруги от Православия;
б) прелюбодеяние (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одной из сторон в новый брак;
г) монашеский постриг одного из супругов;
д) неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения;
е) заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания;
ж) длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим;
з) совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга;
и) посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
к) неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака.

После прекращения брака по перечисленным причинам невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея, а виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея.

Приходским священникам необходимо проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке (1 Пет. 3:1-4,7). Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат».

Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»
(полный текст по адресу http://www.msobor.ru/doc.php?id=77 )

Документ посвящен поиску путей преодоления последствий церковного разделения XVII века и уточнению норм, действующих в случаях присоединения старообрядцев к Церкви. Документ напоминает, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов и засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения».

Присоединение из старообрядчества совершается посредством совершения Таинства Миропомазания. Признаются браки и монашеские постриги, совершеннные в старообрядчестве. Призывается во всех приходах обеспечить возможности совершения Таинства Крещения по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением.

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»
(полный текст по адресу http://www.msobor.ru/doc.php?id=78 )

Этот документ обращен прежде всего к тем, кто осуществляет конкретную работу по борьбе с пьянством и утверждению трезвых и нравственных форм жизни — пастырям, социальным работникам, членам братств и сестричеств, специалистам. Им следует ознакомиться с документом подробно. Широкому же читателю можно ознакомится с содержанием основных разделов документа. Раздел «Отношение Церкви к трезвости и пьянству» указывает, что «в Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43)»; рассказывает о возникновении в России трезвенного движения. Раздел «Формы и методы деятельности по утверждению трезвости» указывает направления, по которым следует вести борьбу с алкоголизмом, а также отмечает формы и методы реабилитационной деятельности. Ими могут быть обеты трезвости (зароки), индивидуальные и групповые консультации, организация реабилитационных центров, помощь близким людей, страдающих алкогольной зависимостью. Раздел «Координация церковной деятельности по утверждению трезвости» указывает, как осуществлять деятельность по утверждению трезвости на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях, в монастрырях. Раздел «Взаимодействие Церкви, государства и общества в утверждении трезвости» призывает к возрождению сотрудничества государства и Церкви в утверждении трезвости и в профилактике алкоголизма на общенациональном, региональном и местном уровнях, указывает, в каких видах действия оно может осуществляться. Раздел « Сотрудничество со средствами массовой информации» признает полезным сотрудничество церковных структур со средствами массовой информации в целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма, указывает, что именно оно может включать в себя.

Разработка, обсуждение и принятие вышеуказанных проектов документов, несомненно, является важным событием в церковной жизни. Эти документы напоминают нам канонические установления по важным вопросам современной церковной жизни, суммируют сложившуюся практику, указывают золотую середину в их решении, благоразумно и мудро ориентируют пастырей и мирян в делах душепопечения и спасения.

Протоиерей Димитрий Курдюков

Ознакомиться со всеми проектами документов, а также оставить свои комментарии к ним можно на сайте Межсоборного присутствия (http://www.msobor.ru/), а также на блоге Межсоборного присутствия (http://mpr.livejournal.com/). Также, для обсуждения этих вопросов на страницах нашей газеты можно написать в редакцию «Верхневолжья православного». Приглашаем к дискуссии наших читателей.

Миссионерский отдел Тверской епархии