Новости Тверской митрополии

31 Октября 2013
В малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась экспозиция графических и живописных работ заслуженного художника России Людмилы Юга. Выставка посвящена 1025-летию принятия христианства на Руси и носит знаковое название «На пути к истине», в котором заключена смысловая основа каждого из экспонируемых произведений.

Тема выставки, как кажется, исчерпывает все многообразие сюжетов и мотивов, связанных с христианизацией нашей страны, но одновременно она заключает в себе гораздо больше. Потому что в сферу художественной рефлексии Людмилы Юга входят не только русские памятники и святыни, но вообще все, что связано с православием, не важно, где именно это все находится территориально. Признанный книжный график, она иллюстрирует житие Нила Столобенского, как человек много и заинтересованно путешествующий, Людмила Георгиевна пишет виды православных святынь, храмов, монастырей. «Это великая миссия человека, художника – раскрывать красоту Божьего мира», – сказал митрополит Тверской и Кашинский Виктор, поздравляя автора работ с открытием выставки.

Глава Тверской митрополии совместно с архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом, управляющим Патриаршими приходами в США, а также с представителями духовенства Тверской епархии принял участие в открытии выставки.

Появление в творчестве Людмилы Юга православных мотивов не случайно, ее искусство, мировоззренческие позиции лежат в русле русского миропонимания. Художница училась в Московском полиграфическом институте на факультете графического оформления издательской продукции у крупнейшего русского мастера книжного дизайна Андрея Гончарова. Уже тогда молодая художница с большим интересом занималась станковой печатной графикой, осваивала технику линогравюры, литографии, офорта. Именно офорт заинтересовал и увлек Людмилу Юга технической сложностью, многодельностью, всегда притягательной непредсказуемостью фактуры гравировальной доски. В последние годы ее интересы связаны с православной тематикой – в этом видится и внутренняя потребность автора, это отражение процессов национального самосознания, которые развиваются сейчас в России. Истоки такого глубокого погружения в тему, которое демонстрирует монографическая по своему характеру выставка, лежат в эстетических привязанностях автора. Они сложились давно – Россия, ее культурное наследие и традиции. А все это, как известно, напрямую связано с религиозным самоощущением и самосознанием русского человека, ищущего Бога и в конце концов приходящего к нему. Название экспозиции – «Путь к истине» – можно воспринимать как парафраз давних вопросов, на протяжении долгого времени поднимаемых в русском искусстве: что есть истина, что значит патриотическая формула «русский Бог», которая получила широкое распространение в отечественной литературе рубежа XVIII–XIX веков, в частности, в поэзии Пушкина, Вяземского, Озерова?

Эти вопросы действительно волнуют каждого человека, осознающего свою нравственную ответственность, человека, связанного с миром и живущего в нем не по законам общества потреб¬ления. Иллюстрации к «Житию Нила Столобенского» показывают и жизнь святого. Серия, выполненная тушью и акварелью, основательна, что отличает все работы Людмилы Юга. Работы, составившие ее, четко ритмизированы, динамичны, известная литературность их объясняется выбранной темой, но в этом видится несомненное достоинство графических листов, в исполнении которых чувствуется прекрасное знание автором художественных традиций. На работах, вошедших в экспозицию, запечатлены знаковые места, связанные с историей православия, в том числе места, находящиеся на тверской земле. Кроме Нило¬-Столобенской пустыни это исток Волги, Старицкий Успенский монастырь, Коптский монастырь святого Антония, монастырь Киккос и церковь святого Лазаря на Кипре, Вифлеем… Искусство офорта позволяет Людмиле Юга создавать выразительные, строгие и одновременно лирические произведения: красота линий архитектурных памятников явлена в графических листах эффектно, и, кажется, офорт лучше всего подходит для создания именно архитектурных пейзажей. В живописных работах художница проявляет себя больше как лирик, туман, который окутал Нилову пустынь, скрывает тайну и таинство, всякая суетность здесь отсутствует, поскольку иначе не постичь веры и не прийти к ней. Образы, создаваемые Людмилой Юга, с одной стороны, отстраненны, а с другой – чрезвычайно близки. Пространственность, которая ярко характеризует работы, в какой¬-то момент сужается, становясь территорией зрителя, пораженного всеохватностью, широтой обобщения и общим философским звучанием произведений, каждое из которых – попытка приблизиться к истине.

Фотогалерея

Информационная служба Тверской митрополии
по материалам газеты «Тверская жизнь», автор статьи - Евгений Петренко