Новости Тверской митрополии

19 Января 2014
Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется Навечерием, или сочельником. Воспоминание Иорданского события Святая Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Во время великого освящения воды читаются молитвы о благословении Божием над водой и наитии на нее Святого Духа для дарования ей силы очищения и исцеления, и совершается троекратное погружение в нее креста, во образ погружения Господа в воды Иорданские (издревле замечено, что крещенская вода не портится в течение года и более).

18 января в Субботу пред Богоявлением в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию, Великую вечерню и Великое освящение воды в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора. Вечерню и утреню накануне Навечерия митрополит Виктор возглавил в соборе «Белая Троица» г. Твери.

По окончании Великой вечерни правящий Владыка поздравил верующих с наступающим праздником Крещения Господня и, преподав архипастырское благословение, напомнил собравшимся о том, что освящение великой агиасмы (святой крещенской воды) совершается дважды - сегодня накануне праздника Богоявления и в самый день праздника после литургии - одним чином, поэтому разницы в ее свойствах нет. Крещенский сочельник - это день поста, поэтому важно постараться не только про запас набрать побольше святой воды, но исповедоваться, причаститься, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления. Праздник, напоминающий нам о том, что при Крещении Иисуса Христа в реке Иордань впервые миру были явлены все три Ипостаси Бога - Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух.

***

В Навечерие Богоявления 18-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одноro раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Фотогалерея

Информационная служба Тверской митрополии