Новости Башкортостанской митрополии

26 Июня 2014

20 июня 2014г. в Уфе прошла встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Встреча собрала множество слушателей. Присутствовали также митрополит Калужский и Боровский Климент и митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон.

 - Одно из интереснейших открытий психологии говорит о том, что более всего на свете человек любит сказки – речь идет не о каких-то древних людях, а и о наших с вами современниках. Правда, современные сказки сильно изменились, обрели политический, экономический характер... Я тоже начну со сказки, которую сочинил один маленький мальчик, - сказал Алексей Ильич. – В лесу в дупле одного дерева жили муравьи, пока не прилетела сова. Одних она съела, других выгнала и поселилась в дупле сама. И вдруг она начала слышать стук, хотя никого вокруг не было. Это стучало её сердце! Сова была злая, но сердце её было доброе – такой вывод сделал маленький мальчик в конце своей сказки.

Я думаю, дети намного мудрее взрослых, потому что мальчик сказал о том раздвоении человека, о котором говорит и апостол Павел. В каждом из нас сосуществуют новый человек и ветхий человек. Всем это раздвоение знакомо: каждому свойственно стремление к справедливости, правде, добру, но если мы посмотрим на человеческую историю и на собственную жизнь, мы увидим, что делаем мы часто прямо противоположное тому, к чему стремимся: как сказано у апостола Павла в послании к римлянам: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Так получается, что люди живут, имея две системы ценностей – мирскую и духовную (христианскую). О мирских ценностях кратко и очень точно сказал авва Дорофей: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие.

Именно ими пытался искушать Христа в пустыне диавол. Когда Сын Божий взалкал, он предложил Ему сделать хлебы из камней. Хлебы здесь символ экономического прогресса, который люди ценят превыше всего. Заметьте, речь идет не о достатке, а именно об изобилии. Когда римский император появлялся на улицах, люди кричали: хлеба и зрелищ! То есть насыщения и развлечений хотим – больше ничего не нужно! И в наше время для очень многих деньги становятся главной целью жизни. Американский миллионер Рокфеллер, беседуя с детьми в воскресной школе, сказал им: «Чтобы американская роза выросла во всем великолепии, надо безпощадно обрезать все ростки вокруг нее». Одна страсть влечет за собой другие: в данном случае речь о жестокости, на которую люди согласны, лишь бы разбогатеть. И забывают, бедные, что над каждым из нас висит дамоклов меч – смерть может настигнуть человека в любой момент, и какой смысл тогда во всем богатстве? Не надо быть даже умным, чтобы понять это. Как сказано у апостола: мудрость мира сего – безумие пред Богом.

Другими искушениями от диавола были искушения властью и гордостью: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё»  (Лк. 4:6-7), «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею»  (Мф. 4:6). Вообще, зачатки всех страстей присутствуют в каждом человеке, но власть и гордость особенно страшно искажают душу, убивают в человеке богоподобие.

Какие же ценности открыло христианство? Сегодня праздник в честь Табынской иконы Божией Матери. Почему люди так почитают Деву Марию? Кто-то скажет, потому что Она была Матерью Иисуса Христа. Но Дева Мария потому и стала ею, что в Ней была некая ценность, которой больше не было ни у кого, эта ценность – смирение!

Каждый человек думает о себе, что если он и грешен, то как все остальные. Согрешил, покаялся – как все, а, в общем-то, я хороший и спасать меня не от чего. Люди находятся в таком ослеплении, что не видят своей греховности – пишут, конечно, списки грехов разной длины на исповедь, но не осознают, что, в сущности,  не хотят от них избавляться. Именно поэтому в Великий пост вся Церковь молится на коленях: «Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». Осознать свои грехи, свое безсилие перед ними и обратиться к Господу с молитвой: «Помоги мне, Боже!» - это и есть смирение. Без помощи Божией мы не можем не гневаться, не осуждать, не раздражаться, не объедаться и так далее.  Не оправдывать себя, а смириться и обратиться за помощью к Богу – одна из главных задач духовной жизни.

Из смирения выходит и настоящая любовь (не та, в которой сегодня двое клянутся, а завтра разводятся и ненавидят друг друга), а та, которая «не перестает». В больнице больные люди друг друга не осуждают, а сочувствуют, жалеют. Когда дело касается тела, мы еще можем понять, как поступать правильно. С душой должно быть аналогично: все больны, так чего же судим друг друга? Только на основе смирения возможно правильное отношение к человеку. И Матерь Божия показала нам пример этого смирения: Она не возгордилась тем, что родила Спасителя мира, Бога, и не возроптала, когда на Её глазах Его распяли.

Как обрести смирение? Симеон Новый богослов говорит: «Понуждение себя к тщательному исполнению Заповедей Божиих открывает человеку его немощь». Попытаемся быть внимательными к себе и поймём глубину своего падения, это станет основанием нашего смирения, обретя которое мы откроем Царство Божие, которое, по словам Христа, внутри нас. В каждом из нас есть это сокровище, а люди думают, что счастье и любовь нужно искать где-то в мире. Бог есть любовь!

Ночь смотрит тысячами глаз,

А день глядит одним.

Но солнца нет - и по земле

Тьма стелется, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз,

Любовь глядит одним.

Но нет любви - и гаснет жизнь,

И дни плывут, как дым.

Из Бурдильона в переводе Я. Полонского

Желающих задать вопросы профессору Осипову было очень много, как и желающих выразить ему свою благодарность. Ответы на вопросы будут публиковаться в газете «Уфимские епархиальные ведомости».

Версию для печати подготовила Юлия Кустикова