Статьи, Пресс-релизы

Этапы создания иконы

2 Февраля 2022

Икона – это не художественное воплощение, не плод фантазии художника, а произведение религиозного характера, где все подчинено строгим правилам – канонам.

Самым старым иконам больше десяти веков. Они пережили пожары, потопы, нашествия врагов. Иконы всегда писались на деревянных досках и стоили дорого. Часто они становились семейными святынями, передавались из поколения в поколение.

В современных иконописных мастерских свято чтят традиции и иконы пишутся по канонам вековой давности.

Заготовка доски

Создание иконы начинается с заготовки доски. Нужно, чтобы за годы (а может и века) доска не не раскололась и не деформировалась. И процесс ее заготовки занимает не один месяц.

Чтобы изготовить доски без ковчега используются сухие доски:

  • Липы;
  • Сосны;
  • Ели;
  • Дуба;
  • Кипариса.

Кстати, мы упомянули о ковчеге. Это углубление в доске. У него две цели предотвратить выгибание и трещины на доске и отделить центральную часть от обрамления. На рамке пишутся клейма (небольшие сюжетные сценки из жизни святого) или просто христианская символика – виноградная лоза, колосья пшеницы, кресты; так же рамка может быть однотонной, как, например, на иконе Святой Анастасии Узорешительницы, великомученицы.

Иконная доска не монолит, ее изготавливают из 3-4 досок, которые соединяются шпонками. Доску хорошо проклеивают и высушивают. Затем наносят грунт и левкас на меловой основе. Слоев левкаса как минимум три, от тонкости слоев в том числе зависит качество иконы. Последний слой обрабатывается шкуркой.

Нанесение рисунка

Это следующий этап. Для этого мастера используют уголь, кисть, но чаще всего прорись – кальку с нанесенным рисунком, который мастер прокалывает на левкас тонкой иглой. Затем рисунок припорашивается, обычно угольным порошком.

Перед живописью на иконе производится золочение фона, нимбов, куполов. Это огромное мастерство – работать с тонкими, хрупкими листами сусального золота!

Живопись

Краски и эмульсию в современных мастерских готовят по вековой технологии, ничего не меняя.

Для иконописи характерна многослойность, строгая последовательность всех операций и разделение труда. Художники разделяются на личников (рисуют лица) и доличников. Лики рисуются в самую последнюю очередь, после этого художники только придают фигурам необходимую динамику.

Последние штрихи

Наконец, после нанесения рисунка, икона покрывается олифой. Она защищает от пыли и влаги, закрепляет слои краски, а так же увеличивает их яркость.




Дата публикации: 02/02/2022