Новости Владимирской и Суздальской епархия

Источник информации: Владимирская епархия
24 Ноября 2013

Интервью с отцом Варфоломеем (Мининым), настоятелем храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия при Владимирском государственном университете, руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Владимирской епархии

Храм Кирилла и Мефодия, что находится на территории ВлГУ, открылся пять лет назад. Наш разговор с его настоятелем отцом Варфоломеем касался вопросов, которые волнуют студенчество. Отец Варфоломей отвечал открыто, не уходил даже от самых, казалось бы, неудобных тем. Он преподает в университете историю религии, а также проводит службы в храме, около которого мы и беседуем.

- Отец Варфоломей, распространено такое мнение, что храм в университете - это позапрошлый век...

- История каждого университета начинается с церкви. И в Западной Европе, где возникла такая традиция, сначала при монастырях возникали отделения теологии, а затем уже научное сообщество. Каждый уважающий себя университет, такие, как Оксфорд или Кембридж, имеют свой университетский храм. Не является исключением и наше Отечество. В настоящее время в России действуют более 70 православных храмов при университетах, в том числе, университетские храмы во Владимире, Муроме и Покрове.

- Толерантно ли вообще ставить в университете - светском заведении, где учатся и атеисты, и мусульмане, и буддисты, православный храм?

- Светский характер образования предусматривает равные мировоззренческие возможности, поэтому православная община воспользовалась этой возможностью и построила храм. А вопросы других мировоззренческих категорий - это не вопросы православной Церкви. Этот вопрос является сферой компетенции администрации ВУЗа.

- Сейчас есть много молодежи, которая скептически относится к церкви, в том числе и потому что видит определенную внешнюю сторону: кресты православные на немыслимо дорогих машинах, дорогая собственность у священников... Как изменить это отношение?

- Обратимся к словам священного Писания: «Добрый человек из сокровищницы сердца своего выносит доброе, а злой - злое». Мы видим мир таким, какие мы сами. Этот вопрос не только к православной Церкви, такое понимание было бы слишком плоским, если не сказать примитивным. Это вопрос к народу, к обществу, потому что какой народ, такая у него и Церковь. Церковь не существует без народа, общества. Церковь - это часть гражданского общества. Для некоторых людей Церковь является неким укором их образу жизни. Знаете, для пьяницы все пьяницы, для вора все воры… Поэтому человек часто под таким углом смотрит на Церковь, чтобы оправдать свои собственные пороки. «Вот, смотрите какая Церковь, значит, и я могу себе дурное позволить, я не брал же на себя никакие моральные обязательства...» Человек думает, что оправдывает себя. Здесь стоит признать, что наше общество является духовно и нравственно больным. Эта проблема относится к каждому из нас, живущему в этом обществе. И, наверное, эта нравственная проблема относится и к тем, кто посещает храмы, являясь прихожанами или священнослужителями Церкви.

Если представитель духовенства признает проблемы, то мы делаем шаг на пути их решения. Когда в социальных сетях высмеивают религию, то, что печально, многие люди строят на этой основе свои суждения о Церкви. Сильный резонанс в обществе вызывают священники - виновники ДТП, как было с Павлом Семиным, 26 летним священником за рулем «мерседеса». Надо понимать, что церковь - это не торговцы в храме, не машины священников, не золотые часы, а вера и общение с Богом. Чтобы узнать церковь, достаточно прийти в нее, тогда все будет яснее.

- Но все же бывают такие вещи, которые не могут не возмущать большое количество людей. К примеру, в Боголюбово РПЦ хочет взять себе поселковую больницу. Но людям негде будет лечиться. Как к таким случаям относиться?

- Здесь просто нужно, как говорится, быть в теме. Двадцатый век был довольно сложным: наломали много дров. И одна из проблем - насильственное и неправовое изъятие государством у Церкви собственности, земли. По постановлению правительства создается список собственности, утраченной Церковью, и, если она заявит свои права, то государство отдает эти здания, земли ей. Если же не заявляет Церковь свои права, значит, собственность остается за прежним хозяином. Есть, конечно, плохо продуманные моменты, вот сейчас решается вопрос о Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном и о больнице в Боголюбово. На самом деле, никакие больницы и музеи отбирать не будут, пока не построят соответствующие этим функциям новые здания. И тогда уже возвратят Церкви ее собственность. Проблема здесь - в недопонимании людьми ситуации.

- Сейчас из сетей можно узнать о такой вере как пастафарианство, там дуршлаги на голове носят, макароны в тарелках обожествляют. Неужели это всерьез?

- В соответствии с действующим законодательством только в добровольном порядке можно попасть на лечение в психиатрические клиники. Вот люди и пользуются предоставленной «свободой» в меру своего понимания и разумения. Пафос многих сейчас направлен не на позитивные дела и созидание, а на поиск негатива в общественной жизни. Мы начинали разговор с понятия «светскости» нашего государства, которое является формой реализации равных прав представителями различных мировоззрений. Ограничением наших собственных законных прав являются права других людей. Нельзя утверждать своё право за счет оскорблений и хамства в отношении тех, кто имеет право мыслить иначе. Себя надо утверждать не «цирком» или «клоунадой», а действительно добрыми и полезными для всех людей делами. Сейчас в Россию пришла беда. Многие люди на Дальнем Востоке оказались в результате наводнения без крыши над головой в условиях приближающейся зимы. Прихожане и священнослужители Русской Православной Церкви собрали около 90 миллионов рублей для оказания помощи пострадавшим от наводнения, тёплые вещи и другие принадлежности. Пусть бы «любители макарон» не просто просиживали в социальных сетях, публикуя фотографии своих довольных лиц с дуршлагом на голове, а помогли пострадавшим делом. Ведь человек измеряется именно делами, а не пустыми словами.

- Тогда поговорим о позитивном, о добрых делах? Как живет приход университетской церкви?

- Наш приход оказывает помощь университету в подготовке студентов по направлению «религиоведение» при кафедре философии и религиоведения Гуманитарного института ВлГУ, а так же других гуманитарных специальностей. На средства Епархии была создана специализированная православная аудитория «Свеча», где блок теологических и церковно-исторических дисциплин для студентов читают представители епархии, имеющие специальное богословское и светское образование. Студенты университета, музеологи принимают участие в движении «Спаси храм», были организованы работы в селе Языково Судогодского района по консервации Никольского храма и других храмах Владимирской митрополии, нуждающихся в проведении консервационных работ. Традицией стало проведение открытых публичных лекций для преподавателей и студентов Владимирского государственного университета силами епархии. Благодаря инициативе нашего прихода в ВлГу уже в четвертый раз была проведена Международная научная конференция, посвященная славянским просветителя Кириллу и Мефодию. В день памяти событий в Беслане в храме проходит патриотическая акция «Мы скорбим»... Словом, за эти пять лет, что прошли со времени создания университетского прихода, сделана большая работа.

Александр Холодов,

студент кафедры журналистики ВлГУ.

Фото из архива о.Варфоломея.