Новости Владимирской и Суздальской епархия

Источник информации: Владимирская епархия
3 Декабря 2014
p>В конце 2012 года вступили в силу поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые предусматривали внедрение в школах нового образовательного модуля «Основы религиозной культуры и светской этики». Однако спустя два года в ряде регионов России наблюдаются нарушения в реализации этого закона: родителям не дают возможность выбрать модуль «Основы православной культуры» для своих детей-учеников четвертых классов.

Как правило, игнорируется закон довольно технично и просто. На педсовете коллектив школы принимает решение всех учеников определить на программу «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Закупаются учебники, и в сетке расписания появляется новый предмет. О том, что от него можно отказаться, родители не знают. Как и не знают, что вместо него можно изучать «Основы православной культуры», а также мусульманской, иудаистской, буддийской культуры… Раньше, когда директора школ совсем были бесстрашными, они могли единолично принять решение. Сегодня, чтобы немного снять с себя ответственность, за светский или религиоведческий модуль голосуют все учителя.

Почему голосуют? Потому что, во-первых, учителей нужно готовить для преподавания этих предметов, искать специалистов. Во-вторых, возникают сложности с расписанием. Ведь класс нужно будет делить на один урок в соответствии с избранным учениками предметами. А это может быть сложно и в связи с нехваткой помещений и невозможностью в одно и то же время учителям взять дополнительную нагрузку. Выходит, проще отстреляться в нейтральном ключе – пусть все под одну гребенку изучают светскую этику или сразу все религии в одном компоненте.

− Епархии сообщают, что выбор родителями обучающихся «Основ православной культуры» в школах ряда регионов встречает активное противодействие со стороны работников системы образования. В большинстве таких случаев родителям навязывают изучение модуля «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Священникам под разными предлогами отказывают в возможности общения с родителями, − отмечает управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Есть и еще одна причина. Как правило, она формируется государственными властями и особо остро проявляется в регионах многонациональных и полирелигиозных. Здесь, чтобы не «разделять» общество на «своих» и «чужих», на «православных» и «мусульман», идет провластный заказ на унификацию и толерантность. Религиозным образованием пусть занимается семья, говорят сторонники такого подхода. А школьники пусть проходят светскую этику или получают знания сразу обо всех религиях. И в итоге в регионах, где православных не меньше половины, «Основы православной культуры» выбирает ноль процентов. Ну, или почти ноль.

− У нас в республике преподается только два модуля: «Основы мировых религий» и «Основы светской этики». Этот вопрос мы поднимали давно уже, в течение двух лет, − подчеркнул митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, обращаясь 26 ноября 2014 года к полномочному представителю Президента в России в Приволжском федеральном округе М. Бабичу в ходе совещания архиереев этого округа.

Как сообщает «Интерфакс-Религия», митрополит Анастасий выразил сожаление, что доныне «этот вопрос остается нерешенным».

− Хотели бы попросить Вас, чтобы Вы приняли участие в его разрешении. С чего-то надо начинать, хотя бы с экспериментальных школ, чтобы этот предмет был введен, а там посмотрим, как он будет реализовываться во всех школах Татарстана, – сказал глава Татарстанской митрополии.

Поддержал собрата-архипастыря и митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, заявив, что и в Башкирии наблюдаются те же проблемы с преподаванием «Основ православной культуры», что и в Татарстане.

− Бьемся над решением этого вопроса. К сожалению, препятствия есть. Нет денег для подготовки преподавателей. Второе, о чем говорит руководство республики и министерство образования Башкирии, что родители не хотят, − рассказал митрополит Никон. По его словам, там, где директора школ «более или менее православные, понимают эту проблему, они разрешают собрания». На этих собраниях родители выбирают в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» изучение в четвертом классе предмет «Основы православной культуры».

В целом в Башкирии, добавил митрополит Никон, модули «выбирают сами директора».

При такой ситуации все разговоры о гражданской ответственности людей, о правах и свободах жителей российских регионов остаются в плоскости пустых речей. Законом определено четко: школы должны обеспечить проведение собраний со свободным выбором родителей. Решать за детей должна семья, а не директора учебных заведений или руководство региона. По закону родители имеют право выбирать один из шести модулей «Основ религиозных культур и светской этики».

Осложняет ситуацию и политика федерального Министерства образования по оплате преподавательских ставок: из госбюджета выделяется ставка для преподавания одного модуля, а учителей по остальным предметам школы вынуждены оплачивать из фондов неурочной деятельности.

«В итоге, − считает митрополит Варсонофий, − директора школ во избежание лишних расходов настаивают на выборе одного оплачиваемого модуля».

Власти говорят о ключевой роли образования в современном мире, о необходимости воспитания эрудированных граждан, о построении в обществе отношений взаимного уважения друг к другу вне зависимости от исповедуемых религиозных взглядов и национальной принадлежности. А по факту выходит, что самый удобный нынешнему государству гражданин – унифицированный гражданин, не ведающий ни азов своей веры, ни истоков традиции, ни основ культуры. Этакий «светский эстетист», ничего толком не знающий ни об оной мировой религии.

prichod.ru