Новости Волгоградской митрополии

Православный календарь. Неделя 31 по Пятидесятнице.

13 Января 2020

Православный календарь на каждый день с житиями святых на каждый день. Неделя 31 по Пятидесятнице, глас 5.

В Понедельник:
Прп. Мелании Римляныни (439)
Отдание праздника Рождества Христова.
Свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1646).
Свт. Досифея, митр. Загребского, исп (1945).
Сщмч. Михаила пресвитера (1937).
Мч. Петра (1938).
Преподобная Мелания, первая из знатных римлянок «с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной
непорочности и уязвленная Божественной любовью», родилась в христианской семье. Родители ее — люди
именитые и богатые — видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет Мелания
против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая
умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал:
«Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе
отречемся от мира». Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу.
Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды
Меланин были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко
Господу. Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и
дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои
шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали
старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На
их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.
Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили,
что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны
прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от
жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и
его жителей. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия
почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах
выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с
радостью и ликованием приобщившись Святых Тайн, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою
Господу. Это было в 439 году.

Во вторник:

Обрезание Господне
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Мч. Василия Анкирского (ок. 362).
Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Свт. Афанасия Полтавского, чудотворца (1801)

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял
обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и
его потомками (Быт. 17, 10 — 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было
дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1,
31 — 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя
пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание
для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не
носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания
уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 — 12). Свидетельства о
праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан
преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как
знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу
спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10).
Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они
вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела
плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в
Новый Завет с Богом.

В Среду:

Прп. Серафима, Саровского чудотворца.
Предпразднство Богоявления.
Свт. Сильвестра, Папы Римского (335).
Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604)

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой
купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с
собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни
отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным
ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он
приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить
мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не
расставался до конца жизни. 18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим
(«Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник
удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего
по воздуху в окружении Небесных Сил. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и
положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки.
Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу
дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный
духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны,
но явилась Матерь Божия и исцелила его. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим
сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями
Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный
старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью
называя всех: «Радость моя, сокровище мое». Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим
неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно
чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся
к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия.
Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово
преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие
благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на
поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери
Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее
возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во
время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери. 19 июля 1903 года совершилось прославление
угодника Божия.

В Четверг:

Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.)
Предпразднство Богоявления.
Мч. Гордия (IV).
Прп. Женевьевы (Геновефы) Парижской (512).

Святой пророк Малахия жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена
Вавилонского. Малахия был последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его
«печатью пророков». Являясь образцом душевной доброты и благочестия, он приводил в удивление народ и
был назван Малахией, то есть ангелом, или вестником. В канон Священных книг входит его пророческая
книга, в которой он обличал иудеев, предсказывая пришествие Иисуса Христа и Его Предтечи и последний
Суд.

В Пятницу:

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы,
Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона,
Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа,
Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава,
Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа
(Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита,
Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика,
Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким
знакомПрп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе
никаким знакомСвт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
Предпразднство Богоявления

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать
равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были
избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Кроме празднования
Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них втечение года: По сошествии Святого
Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые
евангелисты Марк и Лук, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна
Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец
мученической смерти. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать
Троицу Единосущную и Нераздельную.

В Субботу:

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303).
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350).
Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).

Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали в Никомидии в 303 году. Святой Феопемпт был епископом в
Никомидии при Диоклитиане. Выступая против идолопоклонства, он защищал веру Христову. Призванный к
царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлону. Святого Феопемпта бросили в
раскаленную печь, но он, силой Божией, остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там
действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования,
Диоклитиан приказал морить святого Феопемпта голодом и жаждой в течение 22 дней, но и тут волей Божией
мученик был сохранен. Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить «чары»,
которыми, как они предполагали, обладает святой епископ Феопемпт. Феона приготовил для святого
Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд нисколько не повредил святому
Феопемпту. Феона во второй раз испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что
святой Феопемпт остается невредим, сам уверовал во Христа. Его бросили в темницу вместе со святым
епископом, который огласил его и крестил, дав ему имя Синесий. Видя непреклонную твердость святого
мужа, Диоклитиан предал его многим и тяжким мукам, после чего святой был обезглавлен. Святой мученик
Феона, отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров.

В Воскресение:

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог
Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на
Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов,
потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» и спасти по благодати
падший человеческий род. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в
высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и
прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних
лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает
необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к
Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов
возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары
святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник
Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».