Новости Волгоградской митрополии

«Задача дьявола — нас выдавить как пасту из тюбика из того места, где благодать Господня»

3 Марта 2020

Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Досифея Палестинского, ученика преподобного аввы Дорофея. После его смерти братия не понимала, за что он удостоился славы в Царстве Небесном (один опытный подвижник увидел его во сне в сонме святых). Об этом несколько дней назад в храме Иоанна Предтечи (подворье Свято-Вознесенского монастыря в Дубовке) говорил на ночной Литургии в память собора всех преподобных отцов в подвиге просиявших митрополита Волгоградский и Камышинский Феодор.

«Молодой, вспыльчивый, страстный Досифей очень эмоционально на все реагировал. На что на все? На тех больных, которые были в монастыре, и которые были приносимы мирскими людьми. Тогда не было ни больниц, ни лечебниц. История медицины начиналась с монастырей. Там оказывали первое организованное попечение. Больные, вы знаете, бывают капризные, немощные. Кто-то уронит кружку с водой, кто-то собьет подстилку. Молодой Досифей все это горячо воспринимал, ругался, кричал, а потом переживал за всплески своего гнева. Запирался в какой-то маленькой комнатке и рыдал о своих грехах. Когда братья видели, что там кто-то всхлипывает за дверью, говорили: «А, это Досифей на кого-то наорал». Всем уже было все понятно.

Спустя немного времени этот молодой инок умирает. Без какой-либо особой видимой причины Господь его призывает к Себе. Его хоронят вместе с братьями, которые прожили всю жизнь в монастыре, кто-то даже от юности своей, чуть ли не с младенчества, терпели подвиги монашеские. И, конечно, много стало возмутителей: как так? кто такой вообще? он там в больнице поухаживал и его вместе с нашими в одном ряду?! Это унижение нашего монашеского достоинства? Это невозможно такое терпеть, мы против! И прочее-прочее…

И вот Господь открыл через старцев удивительное видение: в сонме просиявших преподобных отцов в подвиге поста и молитвы, убеленных сединами, был и этот юноша Досифей. Господь принял — за что? Вот за эту борьбу со своей страстью, непримиримую борьбу. Он ей никогда не уступал. Она борола его, роняла, топтала. Он порой терял и человеческий облик. Мы когда ссоримся дома с ближними своими, знаем, что это значит — потерять человеческий облик. Но он себя не оправдывал, признавал свою вину и шел плакать: «Господи, прости меня! Господи, помоги! Не хочу быть таким! Не хочу!» И снова в бой.

Он не уходил от послушаний. Другой бы сказал: «Нет, здесь мне не спасительно, здесь я раздражаюсь. Тут эти ненормальные больные кидаются всяким тряпками. И я должен все терпеть? Это гибельно и для меня, и для них! Нет, уйду я отсюда!».

Он понимал, что раз Господь поставил его на это место, он должен именно на этом месте принести тот плод, которого Господь от него ожидает — плод покаяния. И он принес его во всей своей полноте, хотя для окружающего мира это было не совсем понятно, иным и вовсе не понятно.

И мы, дорогие братия и сестры, должны понимать: борьба с грехом — это не литературное чтение, это посложнее. И задача дьявола — нас выдавить как пасту из тюбика из того места, где благодать Господня, где мы можем спастись. Выдавить под различными предлогами. Главное, уйди, как помним в Евангелии: «сойди со креста».

Вот какое у дьявола лукавство. И какое у нас к нему, к сожалению, бывает доверие. Дай Бог нам вступая в этот священный путь святой Четыредесятницы разглядеть в каждом событии, в каждой ситуации промысл Божий: что от нас Господь ожидает, что должны мы с вами сделать? И главное, что бы ни случилось, как бы мы низко ни пали, что бы ни сотворили — никогда себя не оправдывать. И тогда Божественная благодать, «всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая» и нас поднимет из этой грязи, и поставит снова на путь спасения и введет в Царствие Божие!