Новости Волгоградской митрополии

Покаяние — условие изменения нашего сердца

6 Марта 2020

Сегодня, в четверг первой седмицы Великого поста, в  храме святого Илии Пророка Советского благочиния Волгограда правящий архиерей Волгоградской епархии митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. Еще раз весь канон будет прочитан вместе с житием преподобной Марии Египетской на пятой неделе Великого поста на утрени четверга (чаще всего в среду вечером).
На богослужении молились благочинный округа и настоятель храма потоиерей Николай Бабак, клирики епархии и прихожане храма.
В завершении службы его Высокопреосвященство приветствовал всех с наступлением поприща Святой Четыредесятницы, с наступлением времени Великого поста.

И вновь в своем пастырском слове владыка обратился к ветхозаветным образам покаянного канона.

— Святой Андрей, пастырь Критский сравнивает время Великого поста с исшествием души из города греха в гору спасения. Подобно праведному Лоту, который бежал со своим семейством из Содома, спасаясь на отделенном возвышении. Но горе той душе, которая оборачивается вспять, сожалея об оставленном. Такая душа становится бесчувственной, холодной, подобно камню. Словно и жена Лота.

Митрополит Феодор, говоря о покаянии, как о необходимом условии изменения нашего сердца, подчеркнул:

— Есть понятия «раскаяние» и «покаяние». Эти два похожие по звуку слова на самом деле очень различны. Мы читаем в Евангелии, что Иуда раскаялся, то есть он признал свой грех, свою вину. Но каков был плод его раскаяния? Исшед, удавился. Это значит, что он не возненавидел в себе грех. Это значит, что он не решился отстать от греха и начать новую жизнь. И вот это состояние, которое часто встречается и в нашей христианской среде, когда человек думает: вот я произнесу те грехи, в которых я согрешил. Священник помолится, ну а Бог по своему неизреченному милосердию меня простит. Но, думая так, человек намерен вернуться к тем грехам, в которых он исповедался. Его сердце ни на сколько не смягчается. Оно становится жестким, черствым, каменным. Человек ожесточается. Он не стал ближе к Богу, он не познал Божественной любви, он не открылся навстречу ей, как цветок солнцу. Он сжался в сознании того, что он вынужден себя обличать, и в то же время не изменяет своей жизни. Так, например, проспоривший признает, что проиграл, но это вызывает в нем только злость и жестокость по отношении к выигравшему. Это состояние подобно состоянию Иуды.

И так, дорогие братья и сестры, наша задача не только увидеть в себе грех, не только признать вину, но и иметь желание, решимость исправиться, изменить свою жизнь, отстать от греха, соединить свое сердце с Богом. И вот только тогда начинается наше с вами исправление, изменение, очищение и просветление.