Новости Волгоградской митрополии

Страницы истории Вознесенского храма Царицына

20 Марта 2020

Фото из фонда Волгоградского областного краеведческого музея

12 декабря 1864 г. к радости горожан начавшего бурно расти Зацарицынского форштадта была освящена деревянная церквушка во имя Вознесения Господня. Храм имел два придела — правый Сретенский и левый Введенский. В 1883-1885 гг. его расширили, пристроив колокольню и трапезную. В 1887 г. при нем построили «лучшую в Царицыне церковно-приходскую школу». Еще в 1905 г. вокруг старых деревянных стен заложили кирпичные, не прекращая богослужений, но согласования затянулись, и стройка началась лишь в 1907 г. До 1917 г. храм так и не был окончательно достроен.

В начале XX в. духовенство Царицына развернуло настоящую борьбу с пьянством и в 1909 г. по благословению епископа Гермогена при чайной-читальне 2-й части в доме Кузнецова на Княгининской  улице основали Общество трезвости во имя святителя Николая. Активное участие в его организации принял причт Вознесенской церкви. В ноябре 1911 г. в обществе уже насчитывалось около трёх тысяч членов. При нем действовало ссудно-сберегательное товарищество для поддержки бедняков, а при храме — женская богадельня. Малолетние дети рабочих опекались в приюте «Ясли». Общество трезвости имело и свое производство — хлебопекарню с собственной конной службой развозки хлеба. Своей деятельностью общество святителя Николая охватывало не только труд, но и досуг горожан, устраивая летом пароходные прогулки за Волгу.

На Пасху, Масленицу и Рождество собирались семейные чайные вечера с чтением и пением хора, давались благотворительные концерты. Выпускался и еженедельный дешевый журнал «Царицынский трезвенник» ценой в три копейки. Общество вело учебно-просветительскую работу в воскресной школе, обучая чтению и письму неграмотных. На собраниях царицынских трезвенников постоянно выступал церковный хор.

Приход считался одним из самых зажиточных. Ему принадлежали несколько домов: каменная сторожка с пристроенным к ней училищем, амбар для дров, дома для двух священников и одного псаломщика и каменная добротная лавка для свечной торговли.

А в феврале 1915 г. газета «Царицынский вестник» сообщила, что «Некоторые прихожане Вознесенской церкви изъявили желание осветить свой храм электричеством. Духовенство отнеслось к этому проекту сочувственно и возбуждает ходатайство».

С приходом советской власти в школах прекратилось преподавание «Закона Божьего», позакрывались церковные учебные заведения. Осенью 1919 г. после захвата белыми Царицына при Вознесенской церкви открылась единственная в городе церковно-приходская школа, которой заведовал протоиерей А.П. Строков, учительницей здесь работала М.И. Майоранова.

Несмотря на гонения, храм продержался несколько дольше других взорванных святынь. Его приход в голодные зиму и весну 1922 г. пожертвовал на помощь голодающим более 7 миллионов рублей.  Несмотря на это 14 апреля 1922 г. комиссия по изъятию церковных ценностей при активном участии некоторых прихожан реквизировала в храме 37 фунтов серебра. В 1929 г. в газете «Борьба» выходит статья «Шагай, культура!», где говорится, что «надо переделать под кино недостроенную церковь За-царицей». Базарную площадь, где он стоял, переименовали в площадь Парижской коммуны.

А в 1930 г. документы указывают, что «В отношении имущества Вознесенской церкви, все предметы из металла были вывезены немедленно по ее закрытии, осталось несколько риз, иконостас, киоты и прочие деревянные предметы». Само здание пытались реализовать на слом молочному совхозу в Котлубани, но поскольку оно было «построено на цементном растворе» (т.е. его разборка стоила бы значительных затрат), Сталинградстрой и Комтрест (Коммунальный трест) отказались от продажи.  На ходатайства верующих об ее открытии, Президиум ВЦИК 20 марта 1930 г. ответил положительно. А некий товарищ Зверев согласно документа от 24 апреля 1930 г. был наказан «за невыполнение задания о реализации кирпичных стен Вознесенской церкви… В результате такого бездействия О.У. (вероятно Областного управления – С.И.) Гос. Фондов Вознесенскую церковь приходится возвратить обратно в пользование верующих».

В донесении начальника Сталинградского Оперативного Сектора ОГПУ Петрова председателю Горсовета Гринштейну от 28 мая 1932 г. говорится о намерении Горкоммунхоза вместо сноса храма сохранить его и «передать в эксплоатацию хозучреждениям». Там добавляется, что «4. Вознесенская церковь, закрытая в 1930 г. до сего времени не разбирается». Поскольку верующие стали «требовать помещение под церковь даже из числа закрытых церквей», ОГПУ просило «все закрытые церкви снести обязательно в ближайшее время».

пл. Парижской коммуны до начала Сталинградской битвы. Аэрофото

Закрыли храм окончательно 21 апреля 1932 г.  Газета «Сталинградская правда» от 28 ноября 1936 г. сообщает о разбирании здания «Вознесенской церкви на базаре». Но, похоже, что шло оно очень медленно. В другой статье «Каким будет сталинградский базар» этой газеты в феврале 1937 г. описывался проект реконструкции рынка Ворошиловского района: «Центр базара (там, где сейчас стоит разрушенная церковь) займет огромный крытый рынок». Церковно-приходская школа же сохранилась до наших дней, после войны в ней размещался трибунал.

Кроме школы уцелели и другие церковные строения, видные на фото фашистского авиаразведчика до начала битвы и после уже в апреле 1943 г. Так, 18 июля 1944 г. Исполнительный комитет Советского районного Совета депутатов трудящихся в протоколе № 19 указал: «Просить Исполком Горсовета о переделке коробки, бывшая сторожка Вознесенской церкви под парикмахерскую и контору артели «Трудовик». А 19 сентября 1944 г. Советский райисполком вынес решение: «Для размещения жестяного производства Райпромкомбината обязать отдел Гособеспечения семей военнослужащих (т. Попову) в срок до 25 сентября с.г. освободить помещение церковного крыла занимаемого в данное время под склад стройматериалов». В «Плане мероприятий по подготовке к зиме предприятий, артелей местной и кооперативной промышленности 1944/1945 г.г.» говорится: «По Ворошиловскому Райпромкомбинату. … 2. Приспособить церковное крыло под жестяной цех – 1/X».

При перепланировке города старые строения снесли и уже в 1975 г. на месте храма вырос торговый центр Ворошиловского района.

Историк-краевед Сергей Иванов