Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском монастыре

17 Мая 2020

Сегодня, в неделю пятую по Пасхе о самаряныне, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в Свято-Духовском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель монастыря игумен Гавриил (Куликов) с братией.

В завершении Литургии владыка Феодор обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.

«Мы продолжаем прославлять воскресшего Господа нашего Иисуса Христа и приветствуем друг друга вечно живым приветствием: «Христос Воскресе!» — сказал владыка.

Он отметил, что сегодня на Божественной литургии в Апостольском чтении говорилось, как развивалась и распространялась юная Святая Соборная и Апостольская Церковь, основанная Христом.

«Мы услышали, что впервые верующие во Христа стали именоваться христианами в Антиохии. До этого в Иерусалиме между собой они назывались братья и сестры, а по отношению к Великому Божественному Учителю именовались учениками. Среди иудейских авторитетов их называли отребьем. Когда проповедь Евангелия вышла за пределы Иерусалима и стала распространяться в Малой Азии, — продолжил владыка Феодор, — Варнава, апостол исполненный духа и силы, отправился в Тарс, потому что там прятали Павла — великого апостола, еще недавно гонителя христиан. Оба они приехали в Антиохию и там, собираясь вместе, прославляя Воскресшего Христа, стали именоваться христианами, чтобы как-то выделиться среди других религиозных групп и показать свое основное отличие от прочих верующих».

Кто такие христиане Господь открывает нам в Евангелие сегодняшнего дня, отметил архипастырь. Это те, кто поклоняется Богу в духе и истине. И если истина это есть Христос, Он об этом говорит Сам: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь». То дух соответствует и сопутствует, и содействует истине. И в беседе с самарянкой Христос приоткрывает нам тайну Святой Троицы, говоря о всех трех ипостасях, трех Лицах Божественного Триединого Существа.

Владыка обратился к событию, которое описано в четвертой главе Евангелия от Иоанна, встрече Иисуса Христа с самарянкой у колодца Иаковлева.

«Эта женщина вела не очень благочестивый образ жизни. Мы об этом слышим, когда Господь ее мягко обличает, упомянув, что она имела пять мужей и тот, с кем она сейчас живет, вовсе ей не муж. Но стоит сказать о сердце той жены. Она, увидев перед собой пророка, чудотворца, могла попросить у него что-то лично для себя. Так делали многие. Слепые, хромые, прокаженные просили исцеления. Она могла попросить хорошего мужа, здоровья для детей. Но она захотела узнать как правильно Богу молиться и как надо Ему поклоняться. И, восприняв слово Христа, она это слово понесла в мир. Со своим младшим сыном Иосией, она уехала в Карфаген, древний город, который сейчас именуется Тунис, и там вместе с ним рассказывала о Христе и Его учении».

Владыка Феодор вспомнил о житии Фотины, так звали самарянку, ее сестер и сыновей. Все они были христианами и пострадали за Христа. Какие только мучения не выдумывал для них император: «Но никто из них не только не отрекся, но, в перерыве между страданиями просвещал людей, находившихся рядом с ними. И не важно, кто это был – приближенные императора, его дочь, стражники в темнице или сами мучители. Вот какова была сила духа Христова, которая действовала через верующих в Бога».

«Пускай эта наша вера, привлекающая благодать Святого Духа в наши сердца, будет живая и действенная, выражающаяся не в словах только, а в делах добродетели, в делах милосердия и любви, — сказал в завершении владыка Феодор. — Эта любовь побуждает каждого из нас к действию. Любовь никогда не молчит – она всегда движется. Если мы с вами вдруг чувствуем, что ничего доброго не делаем, не жертвуем собой или чем-то своим для других, то значит, в нас нет ни любви, ни веры. «И что же делать, — спрашивают некоторые, — если нет во мне любви?» Совершай дела любви – говорят нам святые отцы. И через эти дела проснется сердце твое и испытает великие святые чувства.

Всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днем и пусть пасхальная радость всегда пребывает с вами. Но помните, что о Воскресшем Христе следует возвещать миру, который Его еще не познал. Христос воскресе!»