Новости Волгоградской митрополии

Малоизвестное письмо отца Иоанна Кронштадтского в Царицын

19 Июня 2020

В «Астраханских епархиальных ведомостях» конца XIX века удалось найти интересное письмо настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Сергиева, известного практически всей России праведной жизнью, замечательными проповедями, книгами и чудотворениями под именем праведного Иоанна Кронштадтского. Он много выступал против различных суеверий, многочисленных сектантских групп и поэтому его внимание привлекло одно из вероучений нашего края (особенно «славились» своими странными религиозными толкованиями Священного Писания село Дубовка и Заволжье).

Так, в Политическом обзоре начальника жандармского корпуса по Царицынскому уезду и Царицыну ротмистра Коха за 1897 год «О сектах религий» говорится о волнениях в поселке Дубовке и селе Грязном с «появлением новой секты поклонников и почитателей священника Николая Благовещенского, состоявшего прежде при Дубовской единоверческой церкви. Секта представляет собой людей, ожидающих в самом близком будущем конца мира, верующих в то, что пророки уже появились на земле в наши дни в лице священников Иоанна Кронштадтского, Николая Благовещенского и крестьянина села Безродное Царевского уезда Астраханской губернии Андрея Черкасова. Сектанты отвергают ныне царствующего государя императора, утверждают, что, теперь если кто и царствует на земле, то только антихрист. В доказательство всего этого приводят разную чепуху». Дальнейшее развитие этой секты может привести к еще более печальным последствиям: возможно появление лица, выдающего себя за настоящего государя, ввиду распущенных среди них слухов, что государь живет в подземелье под кельей. … 2 мая 1898 года в Астраханской губернии и Царицынском уезде по распоряжению министра внутренних дел в Царицыне было арестовано 104 сектанта… Секта эта в народе называлась бичаровщиной, по имени одного из первых проповедников этого учения».

«Всероссийский батюшка», как тогда часто называли отца Иоанна, вынужден был послать «соборному протоиерею г. Царицына о. Волковскому» письмо от 29 мая 1898 года. Он писал: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый о. протоиерей! Извините, что долго не отвечал на ваше письмо от 2 марта сего года. Так много у меня службы и разъездов, что отвечать письмами часто совсем некогда. – Удивляюсь я безумию и невежеству ваших сектантов, уклоняющихся от своих пастырей. Я во всех своих словах, произносимых с церковной кафедры, поучаю народ о Царе, как Божьем Помазаннике по Сердцу Божию. О себе уверяю, что я такой же священник, как и все прочие мои братья священники, и никогда на мысль мне не приходило называться именем великого Пророка, небошественника Илии. – Внушите это, пожалуйста, вашим сектантам нелепым и несмысленным. Свидетельствую Богом, что я никому и никогда поводу не подавал, чтобы меня грешного считали за Илию Пророка. Уверьте безумцев, что они вольною волей заблуждаются и ответят Богу за свое безумие и возмущение. Протоиерей Иоанн Сергиев».

Несмотря на увещевания, последователи этой секты дожили и до советских времен. Но об этой истории, связанной с именем одного из их лидеров – вышеупомянутом крестьянине Андрее Черкасове, мы расскажем в другой раз.

Сергей Иванов, историк-краевед, кандидат философских наук