Новости Волгоградской митрополии

«Будете как Боги…», или Где границы дозволенного? О некоторых вопросах современных биотехнологий с точки зрения Православной церкви. Часть 1

26 Августа 2020

Мы продолжаем знакомство с лучшими дипломными работами выпускников богословского факультета Царицынского православного университета 2020 года. Сегодня на страницах журнала «Царицын православный» — фрагменты работы Ольги Александровны Русановой, которая рассматривает критически актуальные сегодня проблемы биоэтики.

В современной медицине сформировалась этика уважения прав пациента, стержнем которой является доктрина «информированного согласия». В случае отказа пациента от медицинского вмешательства и оказания помощи, врач оказывается отстраненным и не может исполнить свой врачебный долг. Но условия
человеческого существования нестабильны, и границы моральных ценностей постоянно подвергаются критическому пересмотру в ходе биоэтических дискуссий. Этические принципы, нормы и правила могут модифицироваться в зависимости от изменений государственной политики, социально-экономических условий общества, научных воззрений, религиозных мнений.

Каков же взгляд Русской Православной Церкви на биоэтические проблемы в сфере новых репродуктивных технологий, трансплантологии и эвтаназии?

ЗДРАВСТВУЙ МИР! ЗДРАВСТВУЙ… ДРУГАЯ МАМА. ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ…

По статистике каждая седьмая супружеская пара в мире сталкивается с проблемой бесплодия, и с каждым годом число таких пар значительно увеличивается. Цены на медицинские услуги в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к
ним прибегать. Увеличение числа бесплодных пар, в том числе среди православных христиан, с одной стороны, и стремительный рост возможностей медицинских технологий, с другой, неизбежно ведут к тому, что вопросы этики обостряются. В настоящее время приблизительно 5% пар с бесплодием для лечения обращаются к методам ЭКО. Ко-культивирование для повышения шансов на успех имплантации позволяет выявить эмбрионы с проблемами развития, которые не следует сохранять для переноса. Среди них у приблизительно 40% обнаруживают аномалии. Врачами используются только самые жизнеспособные человеческие эмбрионы, остальные подлежат уничтожению.

Нравственную ответственность за гибель эмбрионов нельзя оправдать аналогией гибели эмбрионов при естественном зачатии. При естественном зачатии происходит то, что от человека не зависит и чего он не знает. Именно образование уникального и неповторимого набора генов (генома) является ключевым моментом в формировании зародыша. Появление новой жизни – не просто биологический механизм,
а важнейшая сторона духовной, душевной и социальной жизни человека. Рождение ребенка — это  естественное следствие брачных отношений и великое событие пришествия в мир нового человека, который несет образ и подобие Творца. Родители берут на себя сугубую ответственность проявлять попечение о физическом и духовном здоровье своего чада с момента зачатия до достижения совершеннолетия.

Роль матери, тесно связанной со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами, неоспорима. Великим примером материнства является Пресвятая Богородица, показывающая высочайшее достоинство женщины и уникальность ее материнского призвания. Практика суррогатного материнства разрушает
отношения между матерью и ребенком и имеет негативные последствия для биологической матери, лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением. Ребенок же, вместо полноценной матери, получает либо двух неполноценных, либо ни одной (в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь биологическое потомство), и испытывает участь любого отказника, которого мать
бросает сразу после родов. Все дети от суррогатных мам отнимаются от груди и являются  «искусственниками”.

«ЗАРОДЫШ МОЙ ВИДЕЛИ ОЧИ ТВОИ…»

Здоровая консервативность Православия, трепетное отношение к Жизни как дару, данному Богом, сталкивается не только с эгоистическим желанием некоторых пар стать родителями “во что бы то ни стало”, но и с вполне благочестивым пожеланием православных супругов иметь благословение от Господа.

“И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…”(Бытие 1:27);

“Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева” (Псалом 126:3),

“…впрочем, спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим. 2, 14-15).

Зачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. “…приобрела я человека от Господа”, — говорит Ева по рождении сына (Быт. 4:1). О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что “Господь заключил чрево ее” (1 Цар. 1:5). Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: “От Господа Бога Саваофа я испросила его”(1 Цар. 1:20).

Автор псалма 138 описывает развитие эмбриона и плода как творческий акт Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…”(Пс. 138: 13, 15–16). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу:

“Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты вывел меня из чрева” (Иов 10: 8, 18).

“Я образовал тебя во чреве <…> и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…” (Иер. 1:5), — говорит Господь пророку Иеремии. Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития.

ТРИ АСПЕКТА ЭКО, НЕПРИЕМЛЕМЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

Мнение Русской Православной Церкви по вопросу новых репродуктивных технологий, изложенное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, говорит о недопустимости зачатия методом экстракорпорального оплодотворения и использования суррогатного материнства. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви озабочен массовым распространением применения метода в России. Обращается особое внимание на святость семейного союза как целостности и недопустимости его нарушения даже ради цели рождения детей.

“Основы социальной концепции” подчеркивают следующие три аспекта ЭКО, которые с точки зрения христианского учения представляются абсолютно неприемлемыми.

Во-первых, создание и утилизация “запасных” эмбрионов. Эффективность ЭКО невелика (около 20%), оно опасно для женщины. Гормональная стимуляция чревата серьезными осложнениями. Чтобы не рисковать, для повторных имплантаций замораживают “запасные” эмбрионы. Но если этих имплантаций не происходит, человеческие жизни зачастую становятся сырьем, из которого извлекают стволовые клетки, делают фармпрепараты и даже косметику.

Во-вторых, суррогатное материнство. Когда новорожденного отдают “заказчикам”, разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам.

В-третьих, использование донорских клеток. Брак – это таинство двоих, в котором нет места для “третьей стороны”. Именно на моногамный брак Бог благословляет человека в раю, как и Христос Свое первое чудо – освящение вина – совершает именно во время брачного торжества. Кроме того, и у ребенка есть право быть
ребенком своих родителей.

ПРИКРЫТИЕ ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС

Порой супруги хотят прикрыть детьми проблемы своей семейной жизни. Нельзя хотеть детей любой ценой. Дети не только один из смыслов семьи, а плод любви. Церковно-общественный совет признаёт, что бесплодие семьи может тяжело переживаться супругами. Но отсутствие детей в настоящее время, в отличие от ветхозаветного, не считается позором и бесчестием. Благородная цель не должна достигаться с помощью аморальных средств. Применение репродуктивных технологий с целью “обеспечения детьми” бесплодных пар, одиноких женщин или мужчин превращается в доходный бизнес для платных клиник, доноров клеток
и суррогатных матерей. Таинство рождения человека становится предметом торговли. Практика превращения детей в товар, возможность нанимать женщин для вынашивания своих потомков, стремление к материальной выгоде способны возобладать над здравым смыслом. Такая безнравственная тенденция подрывает священность брака.

Суррогатное материнство – сложное явление, затрагивающее большое количество аспектов жизни человека: человек – личность, материнство – семья, желание – возможность. Все эти понятия оказываются попранными при подобном варианте продолжения рода. Увеличение числа женщин, имеющих искаженные духовно-нравственными ценности, неспособных самостоятельно выносить и родить ребёнка, является одной из причин растущей популярности суррогатного материнства. Бизнес на этом носит аморальный характер – так же, как и торговля детьми. Слабый, беспомощный, молчаливый, неплатёжеспособный персонаж преступным образом лишается прав на жизнь, здоровье, на семью, на мать, которую он знает девять
месяцев, эмоционально привязывается и психологически зависит неё. Государство и Церковь сообща должны стремиться устранить причины потери семейных ценностей и идеалов, поскольку, до этого момента все экономические и административные меры будут малоэффективны.

ВОЗМОЖНО ЛИ КРЕЩЕНИЕ МАЛЫШЕЙ «ИЗ ПРОБИРКИ»?

Вопрос возможности крещения младенцев, рожденных “суррогатной матерью”, разъяснен в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года. Младенец может быть крещен – по вере тех, кто намеревается его крестить, и не может отвечать за поступки родителей, воспользовавшихся репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью. Однако ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники.

Но о христианском воспитании не ведется речь, если родители не приносят покаяния в содеянном, а восприемники поддерживают совершившееся греховное деяние. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца – его родителей и восприемников, с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика “суррогатного материнства” является с христианской точки зрения неприемлемой.

Ребенок, рожденный при помощи “суррогатного материнства”, может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его “биологические родители”, либо “суррогатная мать”, только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние. Вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере, и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт “суррогатного рождения” сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.

В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного “суррогатной матерью”, вопрос о его Крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе. Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений. Единственное исключение — смертельная опасность. В такой ситуации благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения. Изложенная позиция основана на учении Церкви о  недопустимости Крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о “суррогатном материнстве”, но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански.

Ольга Русанова, врач, выпускник богословского факультета
Царицынского православного университета
Фото из свободных
источников
(Продолжение читайте в следующем номере журнала «Царицын Православный».
Речь пойдет о вопросах,
связанных с эвтаназией
и трансплантологией)

Публикация из журнала «Царицын Православный» №7, 2020