Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор: Наш крест должен сделаться Крестом Христовым

4 Апреля 2021

Сегодня, в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском мужском монастыре города Волгограда.

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Прохор (Куксенко), игумен Христофор (Казанцев), иеромонах Никифор (Казаков), протоиерей Константин Сибиль, протоиерей Алексей Михайлишин.

В Крестопоклонную неделю Православная Церковь напоминает верующим о спасительном даре Христа людям — искуплении человеческих грехов. В этот день Церковь, поклоняясь Кресту Господню, стремится поддержать духовные силы верующих, воодушевить постящихся и укрепить их решимость продолжать соблюдать Пост.

Название «Крестопоклонная» служит напоминанием о Страстной седмице, о страданиях и смерти Христа (в Страстную пятницу Христос принял мученическую смерть на кресте). Крест в христианстве — не просто орудие казни, а символ искупительного подвига Христа, о котором верующим напоминают кресты на куполах храмов, нательные кресты, поклонные кресты в памятных местах, на высотах, на дорогах.

Начало поклонения Кресту было положено во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют в своих сочинениях свт. Иоанн Златоуст, живший в IV веке, Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в VII веке.

Владыка Феодор поздравил молящихся с серединой поста: «Приветствую вас с серединой пути, центром нашего подвига, для укрепления которого Святая Церковь выносит на середину храма Честное и Животворящее Древо Креста Господня.

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24) – говорит Христос.

Что мы ожидаем, идущие за Христом? Каждый ждет от Христа своего. Кто-то — разрешения на неблаговидные поступки, кто-то — богатых милостей и даров, кто-то – снисхождения, а кто-то просит оставления грехов. И лишь некоторые желают одного — быть вместе со Христом, идти за Спасителем для того, чтобы быть вместе с Ним.

Чтобы нам быть вместе с Божественным Учителем нужно отвергнуться себя, своего мнения, своего желания, своего понимания, своего лжеименного разума, своей греховной воли, которая по учению святых отцов всегда воюет против воли Божьей, абсолютно благой и всесовершенной.

Только тогда человек может взять свой крест. У каждого из нас он свой, не похожий на другой, и складывается из нескольких составляющих, как и Живоносное Древо Креста Господня.

В первую очередь — это скорби и болезни, у каждого они свои. Они бывают внешние, бывают внутренние.

Вторая составляющая — это все страсти, душевные недуги, которые нас обуревают. У каждого из нас они есть.

Как учит святитель Игнатий Брянчанинов, третья составляющая — это те подвиги, которые мы добровольно возлагаем на себя. У каждого, в зависимости от его решимости и сил, они свои.

Но наш крест должен сделаться Крестом Христовым. Крест Христов — это учение Церкви, учение о спасении. Как от древа в райском саду первые люди вкусили смерть, так от древа ныне мы приобщаемся вечной жизни, и грех умерщвляется распятием Господа нашего Иисуса Христа.

Без этого осмысления, как бы ни был тяжел наш личный крест, он бывает бесплоден, бесполезен для нас. Когда бремя становится Христовым, то оно делается лёгким и удобоносимым по слову Самого Спасителя: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11:30).

Нам не нужно выбирать себе крест, он для нас уже изготовлен. Нам нужно лишь только его принять, потому что лучше и спасительнее ничто для нас быть не может. Однако наш лукавый ум пытается всегда найти себе оправдание, снисхождение, чтобы свернуть со спасительного пути.
Об этом очень просто говорит притча.

Христиане-крестоносцы шли по узкой тропинке жизни. Каждый нес свой личный крест и изнемогал под его тяжестью. Но был среди них один хитрец. Он думал: Зачем нести целый крест? Забегу за поворот, отпилю половину и будет мне намного легче, а  эти глупцы пускай тащат.

Так он и сделал. С половиной креста легче идти. Он быстро шагал, как вдруг перед путниками открылась бездна — глубочайшая пропасть без моста и переправы. Каждый крестоносец снял с плеч крест и перекинул от одного края на другой и легко перешёл через неё. Хитрец не смог этого сделать, потому что длины его креста не хватало.

Так и каждый из нас должен помнить: когда он сходит с креста, снимает с себя послушание, ответственность, которую даёт ему Господь через обстоятельства жизни или через священноначалие, или любое другое руководство, он лишает себя не только части, но всего спасения. Он оказывается непригодным для Царствия Божьего.

Мы помним, что на Голгофе понуждали Христа закончить свой подвиг: Сойди с креста, — кричали разбойники и иудеи, и разные поводы для этого давали: Скажи нам, что Ты царь иудейский, сойди с креста! Спасал других, себя спаси… Но мы с вами твёрдо знаем — с креста не сходят, с креста снимают.

Дай Бог каждому из нас достойно пронести свой крест, и на нём соединиться с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь».

Здесь же, в Свято-Духовском монастыре вчера вечером митрополит Феодор совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня.