Новости Волгоградской митрополии

5 апреля — день памяти праведного Василия Мангазейского

5 Апреля 2021

Свя­той пра­вед­ный му­че­ник Ва­си­лий Ман­га­зей­ский чу­до­тво­рец – пер­вый свя­той, про­слав­лен­ный на Си­бир­ской зем­ле. Бла­жен­ный Ва­си­лий ро­дил­ся око­ло 1583 го­да в Яро­слав­ле, в се­мье бла­го­че­сти­во­го, но небо­га­то­го го­ро­жа­ни­на, име­нем Фе­о­до­ра. В юном воз­расте он был взят неким бо­га­тым яро­слав­ским куп­цом на ме­сто управ­ля­ю­ще­го про­да­жей сво­их то­ва­ров в за­по­ляр­ную Ман­га­зею – один из пер­вых рус­ских го­ро­дов Си­би­ри. В то вре­мя (ко­нец XVI в.) в свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем арк­ти­че­ско­го мо­ре­пла­ва­ния Ман­га­зея пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет как центр тор­гов­ли и ко­ло­ни­за­ции на Рус­ском Се­ве­ре (впо­след­ствии го­род за­пу­стел и в кон­це XVII в. пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние).

Свя­той Ва­си­лий ис­прав­но ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти управ­ля­ю­ще­го, и чест­ность его бы­ла оче­вид­на всем. От при­ро­ды крот­кий и сми­рен­ный, с дет­ских лет ис­пол­нен­ный стра­ха Бо­жье­го, он поль­зо­вал­ся доб­рым рас­по­ло­же­ни­ем окру­жа­ю­щих. Серд­це его бы­ло ис­пол­не­но ве­ры в Бо­га, а лю­бовь к мо­лит­ве за­став­ля­ла остав­лять жи­тей­ские за­бо­ты и хо­дить во свя­тую цер­ковь. По­это­му все сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя свя­той Ва­си­лий про­во­дил в хра­ме за бо­го­слу­же­ни­ем, ча­сто и по­дол­гу мо­лил­ся до­ма.

Ед­ва ис­пол­ни­лось бла­го­че­сти­во­му юно­ше де­вят­на­дцать лет, как Все­выш­ний, «при­зи­рая на его доб­ро­де­те­ли, за­хо­тел воз­звать его к веч­но­му бла­жен­ству, ко­е­му до­стичь из сей вре­мен­ной жиз­ни нель­зя ина­че, как уз­ким и при­скорб­ным пу­тем внеш­не­го ис­пы­та­ния». Как сви­де­тель­ству­ет цер­ков­ное пре­да­ние, од­на­жды, ко­гда бла­жен­ный Ва­си­лий мо­лил­ся в хра­ме на Пас­халь­ной за­ут­рене, хо­зя­ин об­на­ру­жил, что во­ры раз­гра­би­ли его лав­ку. Несмот­ря на зо­вы хо­зя­и­на, свя­той Ва­си­лий оста­вал­ся в хра­ме до кон­ца бо­го­слу­же­ния. Недо­вер­чи­вый и среб­ро­лю­би­вый хо­зя­ин за­по­до­зрил и об­ви­нил свя­то­го Ва­си­лия в со­уча­стии в пре­ступ­ле­нии и под­верг его ру­га­тель­ствам и по­бо­ям. Невин­ный юно­ша не утра­тил сво­ей кро­то­сти и на все сми­рен­но от­ве­чал му­чи­те­лю: «Ис­тин­но ни­что же от име­ния тво­е­го взях». То­гда хо­зя­ин от­вел свя­то­го Ва­си­лия к го­род­ско­му во­е­во­де, пе­ред ко­то­рым очер­нил его как пре­ступ­ни­ка. Во­е­во­да под­верг свя­то­го Ва­си­лия но­вым пыт­кам, но он снес их тер­пе­ли­во и без­молв­но. Раз­дра­жен­ный мол­ча­ни­ем свя­то­го Ва­си­лия, ку­пец при­шел в ярость и по на­у­ще­нию лу­ка­во­го уда­рил му­че­ни­ка связ­кой ам­бар­ных клю­чей. От это­го уда­ра свя­той Ва­си­лий скон­чал­ся (около 1600–1602 гг.).

Те­ло без­вин­но­го му­че­ни­ка бы­ло по­ло­же­но в гроб и без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния пре­да­но зем­ле, «где над­ле­жит от во­ды мок­рость». Но Все­мо­гу­щий Гос­подь по про­ше­ствии 47 лет бла­го­во­лил явить его из недр зем­ли и про­сла­вить мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Как по­вест­ву­ет жи­тие свя­то­го Ва­си­лия, в 1649 го­ду ман­га­зей­ский стре­лец Сте­пан Ши­ря­ев за­ме­тил, что на по­го­ре­лом ме­сте близ хра­ма в зем­ле об­на­ру­жи­лась верх­няя часть неиз­вест­но­го гро­ба (по­го­ре­лое ме­сто об­ра­зо­ва­лось по­сле боль­шо­го по­жа­ра 1642 г.). На гроб этот «для мир­ско­го хо­ду» бы­ла по­ло­же­на су­до­вая дос­ка, но ее, к изум­ле­нию оче­вид­цев, пе­ре­ло­ми­ло гро­бом, вы­шед­шем из зем­ли. То­гда над гро­бом по­ста­ви­ли ча­сов­ню. Вско­ре по­сле это­го неко­то­рые боль­ные, с ве­рою при­те­кав­шие к по­мо­щи неве­до­мо­го угод­ни­ка Бо­жия, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. От­дель­ные слу­чаи ис­це­ле­ний бы­ли за­сви­де­тель­ство­ва­ны пись­мен­но. Так, на­при­мер, 25 ян­ва­ря 1652 го­да ман­га­зей­ский стре­лец Ти­мо­фей Се­че­ни­ков при­шел к мест­но­му во­е­во­де Кор­са­ко­ву и рас­ска­зал ему, что ви­дел во сне угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый от­крыл­ся ему как но­во­яв­лен­ный чу­до­тво­рец Ман­га­зей­ский, тот, над гро­бом ко­то­ро­го ста­вят но­вую ча­сов­ню. Ти­мо­фей, дав­ший обет по­жерт­во­вать на ча­сов­ню, ес­ли у него ис­це­лит­ся боль­ная ру­ка, был тот­час ис­це­лен.

До­шед­шие до нас спис­ки жи­тия свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го (XVII–XIX вв.) со­об­ща­ют об обиль­ных чу­до­тво­ре­ни­ях, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам к нему: свя­той Ва­си­лий по­мо­гал за­блу­див­шим­ся пут­ни­кам и охот­ни­кам, ис­це­лял рас­слаб­ле­ния, сле­по­ту и дру­гие неду­ги, со­хра­нял ма­ло­душ­ных от са­мо­убий­ства. В фев­ра­ле 1653 го­да через ви­де­ние ман­га­зей­ско­му охот­ни­ку Гри­го­рию Ка­ра­та­е­ву от­кры­лось имя но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. В том же го­ду во­е­во­да Кор­са­ков по­слал ар­хи­епи­ско­пу То­боль­ско­му Си­мео­ну (1651–1664) спис­ки чу­дес свя­то­го Ва­си­лия. Ар­хи­епи­скоп Си­ме­он пре­про­во­дил эти спис­ки в Моск­ву кня­зю А.П. Тру­бец­ко­му, ве­дав­ше­му Си­бир­ским при­ка­зом. Спис­ки бы­ли пе­ре­да­ны ца­рю, но со­про­во­ди­тель­ное пись­мо ар­хи­епи­ско­па сда­но в ар­хив, и де­ло о ка­но­ни­за­ции свя­то­го Ва­си­лия не по­лу­чи­ло хо­да.

В ав­гу­сте 1659 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Си­мео­на в Ман­га­зею при­е­хал диа­кон Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма в То­боль­ске Иван Се­ме­нов. В при­сут­ствии ман­га­зей­ско­го во­е­во­ды С.В. Ла­ри­о­но­ва и двух мест­ных свя­щен­ни­ков Ди­мит­рия и Лу­ки бы­ло про­из­ве­де­но вскры­тие гроб­ни­цы и осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия.

В 1670 го­ду стро­и­тель Тро­иц­ко­го Ту­ру­хан­ско­го мо­на­сты­ря иеро­мо­нах Ти­хон по­сле быв­ше­го ему ви­де­ния со­вер­шил с крест­ным хо­дом пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия из Ман­га­зеи в свою оби­тель. Ман­га­зею через два го­да по­сле это­го по­ки­ну­ли по­след­ние жи­те­ли, а в Ту­ру­хан­ске по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия еще бо­лее уси­ли­лось.

Ле­том 1719 го­да в Ту­ру­ханск при­был мит­ро­по­лит Си­бир­ский и То­боль­ский Фило­фей (Ле­щин­ский; 1702–1711; вто­рич­но 1715–1721). По его рас­по­ря­же­нию мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли пе­ре­не­се­ны из ста­ро­го и тес­но­го хра­ма во имя Пре­свя­той Тро­и­цы в но­вый про­стор­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В за­пад­ной сто­роне хра­ма, про­тив ра­ки с мо­ща­ми свя­то­го Ва­си­лия, был по­став­лен его об­раз, на­пи­сан­ный по­слуш­ни­ком То­боль­ско­го мит­ро­по­ли­та Пав­ла (1678–1692) ико­но­пис­цем Лу­кой, спа­сен­ным свя­тым Ва­си­ли­ем от по­топ­ле­ния в 1679 г. Мит­ро­по­лит Фило­фей про­из­вел осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия и на­пи­сал в по­хва­лу его ка­нон. За го­ды прав­ле­ния мит­ро­по­ли­та Фило­фея бы­ло со­став­ле­но несколь­ко спис­ков жи­тия свя­то­го Ва­си­лия и три служ­бы ему.

При сле­ду­ю­щем мит­ро­по­ли­те Си­бир­ском и То­боль­ском Ан­то­нии (Ста­хов­ском; 1721–1740) мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли со­кры­ты под спу­дом, в зем­ле, в пре­де­лах мо­на­стыр­ской огра­ды, над этим ме­стом устро­и­ли ча­сов­ню. В 1788 го­ду гроб свя­то­го вновь по­ка­зал­ся из зем­ли на­ру­жу. Игу­мен Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Ми­ха­ил пе­ре­нес его во вновь по­стро­ен­ный ка­мен­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и устро­ил осо­бое над­гро­бие. Все это вре­мя мест­ное по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия прак­ти­че­ски не пре­кра­ща­лось: ве­ру­ю­щий на­род по-преж­не­му при­бе­гал к его мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству и по ве­ре сво­ей по­лу­чал об­лег­че­ние в бо­лез­нях и ис­це­ле­ния. По­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го нема­ло спо­соб­ство­ва­ло об­ра­ще­нию из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие раз­лич­ных мест­ных на­род­но­стей Се­ве­ра: тун­гу­сы, эвен­ки и юра­ки мо­ли­лись свя­то­му как по­кро­ви­те­лю охот­ни­ков-про­мыс­ло­ви­ков.

В кон­це 1802 – на­ча­ле 1803 гг. Ту­ру­хан­ский край охва­ти­ла эпи­де­мия. Жи­те­ли Ту­ру­хан­ска усмот­ре­ли при­чи­ну бед­ствия в том, что ико­ны свя­то­го Ва­си­лия вы­не­се­ны из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, мо­щи его на­хо­дят­ся под спу­дом, а служ­бы в его честь пре­кра­ще­ны. Ар­хи­епи­скоп То­боль­ский Ам­вро­сий (1806–1822) пред­пи­сал игу­ме­ну Ту­ру­хан­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря вне­сти в со­бор­ный храм об­раз свя­то­го Ва­си­лия и не чи­нить пре­пят­ствий к его по­чи­та­нию.

В 1907 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да бы­ло от­пе­ча­та­но цвет­ное ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. На ико­нах свя­то­го Ва­си­лия изо­бра­жа­ют «ли­цом мла­да, ма­ла воз­рас­том, об­ра­зом свя­щен­но­леп­на, очи иму­ща свет­ли, взи­ра­ю­ще пре­лю­безне, вла­сы же гла­вы его ру­сы». На неко­то­рых ико­нах изо­бра­жа­ет­ся Тро­иц­кий Ту­ру­хан­ский мо­на­стырь, а над ним на го­ре мо­ля­щий­ся свя­той Ва­си­лий в од­ной ру­баш­ке и без обу­ви. Ино­гда на ико­нах изо­бра­жа­лись и стра­да­ния его при куп­це и во­е­во­де. Из­вест­ны изо­бра­же­ния свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го во Вла­ди­мир­ском со­бо­ре го­ро­да Ки­е­ва, в Нов­го­ро­де, в Москве.

Сре­ди жи­те­лей Ту­ру­хан­ска со­хра­ни­лось пре­да­ние, что неко­гда свя­той Ва­си­лий явил­ся во сне од­но­му бла­го­че­сти­во­му эвен­ку и по­ве­лел ему взять из мо­на­стыр­ско­го хра­ма свя­тые мо­щи и со­крыть их в тай­ге, что и бы­ло ис­пол­не­но.