Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор: Мы все ученики Христа, которые собрались под Его духовные крылья

29 Апреля 2021

Сегодня, в Среду Страстной седмицы, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском храме на Семи ветрах г. Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Волгоградского округа, настоятель храма протоиерей Анатолий Безбородов, протоиерей Константин Сибиль, иерей Константин Кириченко, игумен Христофор (Казанцев).

 На Малом входе владыка Феодор наградил священнослужителей Волгоградской епархии иерархическими наградами.

Во внимание к усердному служению Святой Матери Церкви к празднику Святой Пасхи указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Анатолий Безбородов награжден правом ношения наперсного креста с украшениями.

Правом ношения палицы награждены:

— протоиерей Константин Сибиль, клирик храма преподобного Сергия Радонежского г. Волгограда;

— священноинок Дамиан (Спиридонов), клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского г. Волгограда;

—  иерей Алексий Лисовой, клирик Спасо-Преображенского храма г. Волгограда;

— иерей Николай Лихолетов, клирик храма преподобного Никиты Мидийского г. Волгограда;

— иерей Илья Терпугов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Волгограда.

Проповедь по запричастном стихе произнес игумен Христофор.

Отец Анатолий поблагодарил правящего архиерея за отеческую заботу и архипастырские молитвы. Он пожелал Владыке долголетнего служения в благочестии Христовом во славу Святой Матери Церкви, на благо и ко спасению многих.

В завершение богослужения правящий архиерей митрополит Феодор поздравил всех, кто получил сегодня церковные награды: «Это не только проявление знака милости Божией к каждому из нас, но и поощрение к дальнейшему служение Ему и Святой Матери Церкви.

Сегодня мы слышали в Евангельском повествовании примеры к вразумлению  и рассуждению.

Они ставят перед нами вопрос: кто мы в Церкви, чего мы хотим в Церкви?

Одна женщина отдает все, что у нее есть, покупает алавастр благоуханного мира и омывает им ноги Христа.

Другой, от учеников, наоборот — берет из денежного ящика, не только используя в своих корыстных целях, но и своими действиями предает Христа на распятие.

Первую мы прославляем и ублажаем, второго проклинаем.

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, — воспевает Святая Церковь. — тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает.

Мы все ученики Христа, которые собрались под Его духовные крылья, но каждый в этом покровительстве ищет своего, ставит свои цели. Часто эти цели с течением жизни меняются.

К сожалению бывает так, что с высоты богообщения, богословской мысли, предстояния Христу и делания Ему, человек опускается до самоугождения, ищет, что ему приятно, благоугодно. Тогда постепенно для него и Церковь и её устав, её устроение и её священноначалие, и Сам ее Основатель Христос становятся неугодными, врагами.

Открыто, конечно, это почти никто не признаёт, но внутри, в сердце, уже складывается противодействие воле Божьей не только в тайном движении сердца, но и в открытой, деятельной жизни по отношению к внешним правилам и законам ее устроения.

Это страшная деформация для христианина. Если мы говорим о покаянии, как о двери, ведущий в Небесное Царство, как о метанойе, изменяющей и преображающей сознание, то грех — тоже изменяет сознание, но в другую сторону. Он открывает врата, но не в Рай, а в ад. Правда, грешник получает некоторое удовлетворение от реализации своих страстей, но не от Бога, а от дьявола.

Переживая эти священные дни Страстной седмицы, мы должны задать себе вопрос: а что я делаю в Церкви? Я приношу туда или только забираю? Я в Церкви потребитель или служитель?

Если человек приходит только просить, брать, жаловаться, роптать и обижаться, на кого он тогда становится похожим?

И хотя мы приходим и лобзаем иконы, крест и на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа, спросим себя: не лобзанием ли я передаю Тебя, Господь мой?

Потому что одно дело моё поведение в собрании Церковном, а другое дело, когда я из него выхожу: Меня они уже не видят. Но видит Господь, видит Ангел-хранитель, небесный покровитель. Они видят и часто плачут, как плакал Василий блаженный, видя гибель своих соотечественников москвичей, проводивших время в пьянстве и распутстве. Приходил, целовал углы всех домов, в которых они находились. Его спрашивали: «Что ты делаешь, Василий?» А он отвечал: «Я целую Ангелов-хранителей, которые по мерзости творимого людьми отошли от них и тут, в стороне, рыдают и плачут об их духовной гибели. Но я прошу их, чтобы они не оставляли своих подопечных и молились Господу об их обращении и прощении».

Завтра священный день установления Таинства Евхаристии, и все мы соберемся вокруг Христовой Чаши.

Святые отцы по-разному рассуждают: был на этом собрании Иуда или нет. Некоторые не могут допустить мысли, что он, предатель, приобщился из рук Христа, и потому полагают, что он раньше убежал предавать своего Божественного Учителя. Другие говорят о том, что смирение Бога настолько велико, что Он не только сошёл с небес на землю, не только принял человеческую плоть, страдания и смерть, но и Тело Свое отдаёт в снедь не только верным, а всем, кто дерзает к Нему приступить. Но те, кто приступает недостойно, приобщаются не Благодати Христовой, а дьяволу. «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 27). И тот пошёл делать своё дело.

И апостол Павел говорит, что и болеют многие и умирают рано, потому что причащаются недостойно.

А почему недостойно, мы с вами немного раньше сказали. Потому что человек пришёл в Церковь решать свои частные проблемы, не духовные, небесные, а земные. В этом величайшая ошибка.

Наша главная задача — спасти свою души от грехов, от страстей, от власти дьявола и приобщиться Христу не только в Таинстве Евхаристии, не только в благодатной молитве, а всегда и навечно, здесь и сейчас, ныне и присно и во веки веков пребывать с нашим Господом Иисусом Христом. Это есть для нас самое великое счастье и самая большая ценность».