Новости Волгоградской митрополии

В храмах Волгограда молились о всех от века скончавшихся православных христианах

6 Ноября 2021

Сегодня, 6 ноября, Православная Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу. Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кладбищенском храме священномученика Иосифа Астраханского.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградское епархии, настоятель храма протоиерей Николай Пичейкин, благочинный Волгоградского округа протоиерей Анатолий Безбородов, благочинный Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, игумен Христофор (Казанцев), иерей Владимир Пономаренко, иерей Алексий Сапожников.

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех умерших своих собратьев по вере. По уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – это день покоя, а в Новом – день прощения и отпущения грехов. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь наш Иисус Христос мертвый пребывал во гробе. Сегодня отмечается первая в церковном новолетии родительская суббота, она носит название Димитриевской. Она установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским в XIV веке. Суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской», потому что прежде всего, молясь об умерших, мы вспоминаем наших покойных родителей. Помнить о своих корнях – это великое благо, однако память не будет полноценной, если она не освящена молитвой.

В дореволюционное время каждая семья сохраняла и передавала своим детям «Помянник» — тетрадь, в которой были записаны имена всех усопших членов рода. Таким образом, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из членов семьи. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро, а после смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага», — оставил наставление будущим поколениям святитель Иоанн Златоуст.

В завершение богослужения митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже при­­крышася греси (Пс. 31:1) — так восклицал в своё время святой царь пророк Давид, и Церковь не случайно усвоила в своём богослужении эти слова, потому что милость Божия покрывает лишь тех людей, которые каются в своих прегрешениях, желают исправления и в радость Господа прийти.

При жизни тело человеческое сообщает душе образ самой жизни, а после смерти душа оставляет телу отпечаток  своей праведности, своей святости или своего нечестия. Иногда этот отпечаток незаметен для нас простым невооружённым взглядом, а иногда он становится очевидным. Мы знаем с вами об этом из патериков, житий святых. Некоторые люди и своими глазами видели, как умирают праведники — лицо их светлеет как солнце, и некая улыбка играет на лице почившего.

У грешника наоборот — лицо темнеет, становится чёрным, а у клеветников, колдунов и чародеев вываливается язык так, что его невозможно вставить обратно в рот. И кто провожал в последний путь с земли своих знакомых, родных, близких, отмечал, что за разных людей по-разному получается молиться. За кого-то молитва идёт с лёгкостью, и выходишь после отпевания с чувством некой радости, как будто был не на похоронах, а на празднике. Это Ангелы с радостью приняли душу в свои объятия и вознесли в Обители Небесные — торжество на Небе и на земле. А бывает так, что сдавливает грудь и невозможно молиться, и тяжесть наваливается на плечи, и думаешь: только бы ноги донести до дома. Это тяжесть грехов покойного ложится на всех тех, кто молится о прощении его прегрешений.

Кто читал Псалтирь об усопших, особенно ночью, сталкивался с такими ситуациями: лампадки раскачивались, вокруг слышались шаги. Один мой знакомый рассказывал, что у него пытались вырвать Псалтирь из рук, только чтобы он не читал и не молился о покойном, ибо тот уже был в руках падших ангелов, и они, конечно, не желали его возвращать и всячески мешали тем, кто дерзал за него молиться.

Постараемся же, возлюбленные братья и сестры, прожить нашу жизнь так, чтобы нам не было бесконечно больно на Страшном Суде Христове, чтобы всем людям, которые за нас будут молиться, было легко и радостно.

Храни вас всех Господь и Матерь Божия».