Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор: Грех отпадения от Бога произвел страшное изменение в природе человека

6 Марта 2022

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва изгна­ния, Прощеное воскресенье, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградской епархии, ключарь собора протоиерей Николай Пичейкин, архимандрит Гавриил (Головко), иерей Алексий Сапожников, иерей Валерий Гусаков.

Митрополит Феодор вознёс молитву о восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва читается во всех православных храмах за каждым богослужением.

По запричастном стихе архимандрит Гавриил произнес проповедь.

В завершение богослужения митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с днем воскресным, с днем памяти страшной катастрофы в человеческом обществе, в нашем мире — изгнания наших праотцев Адама и Евы из Рая.

Мы вспоминаем, что Господь сотворил человека – Свое возлюбленное творение – совершенным, прекраснейшим, венцом всего видимого тварного мира. Как с изумлением восклицает апостол Павел «Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2:7). Человек, живущий в Раю, мало напоминал нашего современника. Он больше наверно напоминал Ангела, потому что был весь светел, весь чист, свят, совершен. Он мог передвигаться в пространстве со скоростью ветра. Все стихии – и земная, и небесная, и водная – подчинялись ему и не могли принести никакого вреда, животные поклонялись пред ним. Господь поставил в центре Свое творение как миссионера, как просветителя. Адам – первый миссионер на Земле. Он должен, по мысли преподобного Максима Исповедника, привести все остальное земное творение к Богу, обожить его благодатью Святого Духа, стяжателем, носителем и раздаятелем Которого должен был являться Адам.

Человек должен был совершенствоваться, потому что созданный по образу и подобию Божию должен был достичь совершенства, подобия Богу, самостоятельно. В нем был заложен потенциал, некое семя — познавая окружающий мир, заповеди Божии, законы творения и весь окружающий мир, он укреплялся бы в любви к Богу и знании и становился бы к Нему все ближе и ближе, уподоблялся бы Ему в благодати и, в конце концов, стал бы вторым Богом – разумеется не по существу, не по природе, но, как говорят святые отцы, по благодати.

Что же случилось в Эдеме? Падший ангел сатана, некогда сияющий как светило, Денница, позавидовал человеку и решил увлечь его вместе с собой. Он прельстил Еву, ту, которая, по мнению некоторых святых отцов, еще не успела лично лицезреть Бога и вступить с Ним в общение, но только слышала о Нем от своего мужа Адама.

И так, через удобное звено, через Еву, женщину, дьявол уловляет человечество.

Если вы внимательно прочитаете диалог в Книге Бытия, то увидите принцип распространения греха. Он один для всех: прилог, сочетание, сложение, пленение.

На первом этапе, только услышав клевету на Бога, Ева должна была прекратить всякое общение со змием. Но она этого не сделала и оказалась жалкой пленницей. Более того, и супруга своего Адама она увлекла за собой.

Грех отпадения от Источника жизни, от Бога произвел страшное изменение в природе человека. В нем поселился страх, появилось  раздвоение, отчужденность. Та, которая была плоть от плоти и кровь от крови, жена от мужа, вдруг стала казаться Адаму чужим человеком. Он стал ее стесняться и потому опоясался листом того самого дерева, от которого  только что они с Евой вкушали.

Та благодатная одежда, о которой говорят святые отцы (святитель Иоанн Златоуст называет ее превысшей всякого украшения) как о некоем облаке благодати, ниспала с них. Более того, услышав голос Небесного Отца, Адам не поспешил как раньше Ему навстречу, а затрясся от страха, пытаясь спрятаться в ветвях деревьев и кустов, что показывает помрачение рассудка. Куда можно спрятаться человеку от Всевидящего Ока? Поражена и воля, когда Господь обращается к Своему возлюбленному чаду, побуждая его к покаянию, Адам не находит в себе силы признать свою вину, но перекладывает ее даже не на жену, а на Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». ( Быт.3:12)

Зачем Ты дал мне эту жену? Ты виноват. Подобным образом и Ева не находит вины в себе, но перекладывает ее на змия: «змей обольстил меня, и я ела». (Быт.3:13).

В таком состоянии – в состоянии нераскаянности – невозможно было пребывать человеку в Раю и вкушать дальше от древа Жизни. Иначе бы грех усвоился человечеству навечно, и человечество со временем уподобилось бы сатане, стало бы совершенным носителем не благодати, а греха, и достигло бы уже точки невозврата, как и сам дьявол.

Не желая этого, Господь изгоняет людей из Рая. Однако же дает им надежду, дает обетование. Обещает им, что не оставит их даже после греха, что от жены, от Евы, от ее семени, родится Тот, Кто сотрет главу змия, уничтожит грех в самом себе, даст новую жизнь, но уже не на земле, а на Небе.

Этот второй Адам — Иисус Христос. На новом древе Жизни, на святом Животворящем Кресте, принесет жертву Богу и Отцу и совершит восхождение человеческой плоти от земли на Небо, показывая и нам путь. Показывая и нам, что мы, по словам апостола Павла, не земного города ищем, но небесного взыскуем.

Небесный Иерусалим, как образ Царства Божия, должен сформироваться внутри каждого из нас. И каждый из нас сегодня, вспоминая грехопадение Адама, смотрит на свою жизнь, обращает мысленный взор в глубину своего сердца, находит там бесчисленные согрешения и делом, и словом, и мыслями, и чувствами, и не может не признать себя осужденным, достойным наказания. А если так, если мы с вами находимся сами под судом, кого мы можем осуждать? Можем ли мы вынести приговор другому, не имея на то ни полномочий, ни морального права?

 Потому Господь, как Человеколюбец, говорит нам очень простую, казалось бы, заповедь: не осуждай, прощай всех, и Я прощу тебя. Но как сложно сделать это ветхому человеку, как сложно изменить свое сердце! Мы научились жить формально, говорить улыбаясь: «Бог простит», а в сердце думаем: «Дай Бог тебя больше не видеть». Лукавство, лицемерие, ложь не только поселились, но и вгнездились внутри нашей души. И вот задача сегодняшнего дня, задача предстоящего Поста вырвать из земли нашего сердца все эти плевелы, волчцы, все сорняки духовные, и насадить семя благое, доброе, которое принесет плод в жизнь вечную у каждого человека по его трудам, по его талантам, как говорит Евангелие: у кого-то в тридцать раз, у кого-то в шестьдесят, а у кого-то и в сто.

Образ Великого поста открывает пред нами весь образ нашей жизни, образ изгнанников из Рая, образ плачущего Адама, который, как мы слышали в церковном песнопении, «сидит напротив Рая и свою наготу оплакивает горько». А Пасха Христова — это образ Воскресения и жизни вечной, образ Небесного Царства, Царства Божественной Любви, в которую мы с вами призваны, и в которую должны прийти в конце своей жизни.

Царство Божие, как вы все слышите, внутри нас есть. Царство Божие — это не пища и питие, это состояние нашей души, нашего ума и нашего сердца. Царство Божие — это приятие Духа Божия в себя, это свобода для Бога в нашем сердце. Как говорит апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20),  потому что я уже не ветхий, греховный Адам, но я новый человек во Христе Иисусе.

 Желаю вам всем, возлюбленные, возродится во Христе и пусть Крест, сегодня возвышающийся в центре нашего храма, будет не только знаком Божественной любви, но и призывом к нашему исправлению».

Митрополит Феодор призвал всех прийти сегодня на вечернее богослужение на Чин прощения: «Мы должны помнить, что на нас лежит великая ответственность. Мы должны не только себя привести к Богу, но и еще кого-нибудь, потому что смысл миссионерства Богом с человека не снят. Он так и остается на нас. Так придем и будем каяться и просить прощения друг у друга и у Самого Бога».