Новости Волгоградской митрополии

В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского совершено архиерейское богослужение

14 Марта 2022

Сегодня, 14 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского.  Второй престол этого храма освящен в честь святого Мартирия Зеленецкого, чью память Православная Церковь чтит сегодня.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Сталинградского и Северного округов, настоятель иерей Олег Иващенко, протоиерей Николай Лисный, игумен Зосима (Панков), священноинок Дамиан (Спиридонов), иерей Виктор Титов, иерей Алексей Старостин, иерей Алексей Лисовой, иерей Олег Клецков, иерей Олег Золотовский, заштатный клирик храма иерей Сергий Акимочкин.

Родом из Великих лук, Псковской губернии, святой Мартирий с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь.  Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.

По завершении богослужения отец настоятель обратился к архипастырю со словами приветствия: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Феодор! В эти святые дни, пронареченные постными, принято, чтобы все внешние звуки и раздражители делались тише. Торжества великого совершать не принято, но мы с тихой радостью о Господе прославляем святого преподобного Мартирия, Чудотворца Зеленецкого. Позвольте поблагодарить Вас за совершение богослужения, за которым объединилось практически все духовенство нашего благочиния, чтобы почтить память святого и почтить своего архипастыря.

В эти дни, когда во многих оскудевает вера и любовь, позвольте преподнести от всего священного собора, от прихода храма святого праведного Иоанна Кронштадтского образ Божией Матери «Семистрельная». Пусть Пресвятая Богородица Своим материнским покровом покрывает Вас и Ваше служение. По Вашим молитвам, да будет умножаться в нас любовь, и да будут умягчаться наши злые сердца.

Ис полла эти, деспота!»

Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским наставлением:

«Некогда царь пророк Давид, бегая от Саула, восклицал из глубины сердца своего: «кто даст мне криле, яко голубине? И полещу, и почию. Се, удалился бегая, и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури». (Пс. 54:7-9)

Царь Давид просил крылья не орла и никакой другой хищной птицы, но крылья голубя, что говорит о его мирном устроении и ожидании благодати от Господа. Подобным образом восклицал и преподобный Мартирий Зеленецкий, удаляясь в свою духовную пустыню, бегая от мысленного Саула – дьявола, который старается уловить всякого подъявшего свой Крест христианина и идущего путем веры, тремя основными стрелами: сребролюбием, славолюбием и самолюбием.

Первая страсть, первая стрела поражает огромное число людей во все дни жизни человечества на Земле. О тяжести греха сребролюбия говорит Господь наш Иисус Христос: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Он говорит не о греховности самого богатства и материального достатка, а о неправильном отношении человека к нему, о его греховной привязанности. И в другом месте Он обращает наше внимание, что Никто не может служить двум господам <…>  Богу и маммоне. (Мф. 6:24)

Вспоминаем мы с вами и о том, что народ Израильский, вышедший из египетского рабства, еще не прочувствовав до конца свою свободу и благодатное ведение по жизни Богом, отливает себе из драгоценностей, которые отдали им египетские жены, золотого тельца для поклонения.

О суетности богатства, о его мимолетности и ненадежности говорили не только святые отцы. Понимали это и мирские мудрецы, и философы, и даже некоторые цари. Как, например, последний  царь Лидии Крёз, который был очень богат. Он первый ввел понятие чистоты золота и серебра, так называемую пробу, и стал чеканить монеты. Его имя стало нарицательным — если хотели подчеркнуть чье-то богатство, то говорили: Богатый, как Крёз.

 Однажды к нему приехал философ, мудрец, по имени Солон. Царь радушно принял его, оказывая честь его уму и славе. Он показал ему все свои несметные богатства и спросил:

— Как ты считаешь, мудрейший, кто самый счастливый на этом свете? Ты прошел многие города и страны, видел много людей на своем веку, и можешь теперь сказать, кто же самый счастливый?

На что мудрец ответил:

— Да, я знаю такого человека. Это был мой соотечественник Телл. Гражданин Афин, человек очень благочестивой жизни. У него была прекрасная семья, он воспитал в благочестии и трудолюбии своих детей, вырастил внуков и погиб в славном сражении, защищая свое любимое Отечество, оставив в наследие хорошо устроенное имение.

 — Хорошо, а после него, этого достойного на твой взгляд гражданина, кто является самым счастливым? – намекая на свои несметные богатства сказал Крёз.

Понимая, к чему ведет царь, Солон не захотел ему льстить. Он сказал правду:

— Знаю и других счастливых людей, это два брата, прекраснейших юноши Клеобис и Битон, которые очень любили свою мать и друг друга, жили в благочестии, чистоте. Когда их верующая родительница собралась ехать в храм для молитвы, они не смогли найти волов, чтобы запрячь телегу. Тогда юноши сами впряглись и бежали до самого храма, везя свою мать на телеге. Все видели это и благословляли Бога и ту женщину, которая родила и воспитала в таком благочестии своих сыновей. А благодарная мать склонила колена в храме, прося, чтобы Бог даровал ее детям самое лучшее, что возможно для человека. Эти младые юноши вечером легли спать и уже не проснулись. Я считаю, что их безболезненная единовременная кончина является свидетельством не только их благочестия, но и блаженной вечности.

— А что же, — раздраженно спросил Крёз. – Ты нас совсем не считаешь счастливыми? Посмотри, сколько у меня богатства! Наверно, нет человека на земле, который бы сравнился со мной в количестве золота, серебра, драгоценных камней.

Не желая обидеть властителя, философ сказал:

— Прости меня, великий Крёз, но Бог дал каждому человеку свою меру. Я, имея эту меру, может быть, ограниченно рассуждаю своим не царским умом. Но рассуждаю так, что пока человек живет на земле, он искушаем многими опасностями, а будущее всегда приходит внезапно, и неизвестно, что оно несет с собой – болезнь или здоровье, радость или горе, жизнь или смерть. Поэтому мы не можем назвать счастливым человека, пока он не умрет в этом счастье. Подобно, как и нельзя награждать атлета до окончания поединка.

Царю не очень понравился этот ответ, но он его запомнил.

Прошло немного времени, и он вспомнил свой разговор с мудрецом, когда потерпел сокрушительное поражение от царя Персии Кира. По приказанию победителя он был возведен на костер для сожжения. Когда языки пламени уже лизали хворост, он возвел свои очи на небо и воскликнул: «О, Солон, Солон!» Перс заинтересовался и приказал потушить огонь и привести приговоренного к нему. Он спросил:

— Чье это имя ты призывал сейчас перед смертью?

Крёз рассказал ему свою историю и о том, что он только сейчас, на кострище, понял всю суетность богатства и власти, и то как в одно мгновение можно все потерять.

И Господь говорит нам, чтобы мы не собирали богатства ветшающего, а искали такого, чтобы ни ржа не проржавела, ни тля не съела, ни вор не украл. О богатстве духовном говорит нам Христос.

Рассказ Крёза поразил царя Кира, и он даровал ему не только жизнь, но и приблизил к себе и сделал своим личным советником.

Если простые миряне, не познавшие Христа, жившие в античном мире, понимали о лукавстве мира сего и тех ценностей, которые он пытается нам предложить для уловления души, то сколь нам, несущим в своем сердце имя Христово, должно быть мудрыми и осторожными. Если призывание имени простого философа смогло освободить человека от смерти, то призывание имени святых тем более окажет нам и нашей душе великую пользу.

Но почему мы обращаемся к святым, просим их молитв? Потому что знаем, что их молитвы Бог слышит, их молитвы Бог исполняет, потому что они чисты, святы и угодны Богу. Если мы хотим, чтобы наши просьбы и молитвы слушал Бог и исполнял наши просьбы, то нам нужно всего лишь стать святыми. Это участь не только каких-то особенных, избранных людей. Это удел каждого человека от Адама и до последнего живущего на Земле.

Господь обращается к нам со словами: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Будем стараться эту чистоту нашего сердца, нашего ума, нашей души, эту святость созидать внутри себя каждый день через труды воздержания и молитвы, через дела добродетели, которые являются проявлением любви. Лишь тот только, кто имеет любовь, по слову Апостола, познал Бога, «потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Господь заповедует нам пребывать в этой любви, чтобы нам всегда пребывать в Боге и в этой временной жизни, и в жизни будущего века. Аминь».

По случаю 25-летия служения в священном сане во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви заштатный клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского иерей Сергий Акимочкин был удостоен архиерейской грамоты.

Фото:  Александр Садовин, Александра Назаренко