Новости Волгоградской митрополии

Святая Церковь чтит память преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского

25 Июня 2022

Пре­по­доб­ный Онуф­рий жил в пол­ном оди­но­че­стве в ди­кой пу­стыне 60 лет. В мо­ло­до­сти он вос­пи­ты­вал­ся в Фива­ид­ском мо­на­сты­ре Эри­ти. Узнав от стар­цев о ве­ли­кой тя­же­сти и вы­со­те жиз­ни пу­стын­ни­ков, ко­то­рым Гос­подь по­сы­ла­ет через Ан­ге­лов Свою по­мощь, пре­по­доб­ный Онуф­рий воз­го­рел­ся ду­хом под­ра­жать их по­дви­гам. Но­чью он тай­но вы­шел из оби­те­ли и уви­дел пред со­бой свет­лый луч. Свя­той Онуф­рий ис­пу­гал­ся и ре­шил вер­нуть­ся, но го­лос Ан­ге­ла-хра­ни­те­ля по­двиг его на даль­ней­ший путь. В глу­бине пу­сты­ни пре­по­доб­ный Онуф­рий на­шел пу­стын­ни­ка и остал­ся учить­ся у него пу­стын­но­му жи­тию и борь­бе с диа­воль­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Ко­гда ста­рец убе­дил­ся, что свя­той Онуф­рий укре­пил­ся в этой страш­ной борь­бе, он до­вел его до ука­зан­но­го для по­дви­гов ме­ста и оста­вил од­но­го. Еже­год­но ста­рец при­хо­дил к нему и через несколь­ко лет, при­дя к пре­по­доб­но­му Онуф­рию, скон­чал­ся.

По прось­бе пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия пре­по­доб­ный Онуф­рий рас­ска­зал о сво­их по­дви­гах и тру­дах и о том, как Гос­подь уте­шил его: око­ло пе­ще­ры, где он жил, вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма и от­крыл­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды. Две­на­дцать вет­вей паль­мы по­оче­ред­но при­но­си­ли пло­ды, и пре­по­доб­ный не тер­пел го­ло­да и жаж­ды. Тень паль­мы укры­ва­ла его от по­лу­ден­но­го зноя. Ан­гел при­но­сил свя­то­му хлеб и каж­дые суб­бо­ту и вос­кре­се­нье при­ча­щал его, как и дру­гих пу­стын­ни­ков, Свя­тых Тайн.

Пре­по­доб­ные бе­се­до­ва­ли до ве­че­ра. Ве­че­ром меж­ду стар­ца­ми по­явил­ся бе­лый хлеб, и они вку­си­ли его с во­дой. Ночь стар­цы про­ве­ли в мо­лит­ве. По­сле утрен­не­го пе­ния пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий уви­дел, что ли­цо пре­по­доб­но­го Онуф­рия из­ме­ни­лось, и ис­пу­гал­ся за него. Свя­той Онуф­рий ска­зал: «Бог, Ми­ло­серд­ный ко всем, по­слал те­бя ко мне, чтобы ты пре­дал по­гре­бе­нию мое те­ло. В се­го­дняш­ний день я окон­чу мою вре­мен­ную жизнь и отой­ду к жиз­ни бес­ко­неч­ной, в по­кое веч­ном ко Хри­сту мо­е­му». Пре­по­доб­ный Онуф­рий за­ве­щал свя­то­му Па­ф­ну­тию, чтобы он рас­ска­зал о нем всем бра­тьям-по­движ­ни­кам и всем хри­сти­а­нам ра­ди их спа­се­ния.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий про­сил бла­го­сло­ве­ния остать­ся в пу­стыне, но свя­той Онуф­рий ска­зал, что на это нет во­ли Бо­жи­ей, и ве­лел вер­нуть­ся в оби­тель и по­ве­дать всем о жиз­ни Фива­ид­ских пу­стын­ни­ков. Бла­го­сло­вив пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и про­стив­шись с ним, свя­той Онуф­рий дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся, за­тем воз­лег на зем­лю, про­из­нес свои по­след­ние сло­ва: «В ру­ки Твои, Бо­же мой, пре­даю дух мой», – и скон­чал­ся.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий с пла­чем ото­драл от сво­ей одеж­ды под­клад­ку и за­вер­нул в нее те­ло ве­ли­ко­го пу­стын­ни­ка, ко­то­рое по­ло­жил в углуб­ле­ние боль­шо­го кам­ня, на­по­до­бие гро­ба, и за­сы­пал мно­же­ством мел­ких кам­ней. За­тем он стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь раз­ре­шил ему до кон­ца жиз­ни остать­ся на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Онуф­рия. Вне­зап­но пе­ще­ра об­ва­ли­лась, паль­ма за­сох­ла, а ис­точ­ник ис­сяк.

Пре­по­доб­ный Петр Афон­ский, ро­дом грек, слу­жил во­е­во­дой в им­пе­ра­тор­ских вой­сках и жил в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 667 го­ду во вре­мя вой­ны с си­рий­ца­ми свя­той Петр был взят в плен и за­клю­чен в кре­по­сти го­ро­да Са­ма­ры на ре­ке Ев­фра­те.

Дол­гое вре­мя он то­мил­ся в тем­ни­це и раз­мыш­лял о том, за ка­кие гре­хи под­верг­ся на­ка­за­нию Бо­жию. Свя­той Петр вспом­нил, что од­на­жды имел на­ме­ре­ние оста­вить мир и уй­ти в мо­на­стырь, но так и не ис­пол­нил его. Он стал со­блю­дать в тем­ни­це стро­гий пост, усерд­но мо­лить­ся и про­сил у свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца за­ступ­ни­че­ства пе­ред Бо­гом. Свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся свя­то­му Пет­ру во сне и дал со­вет при­зы­вать на по­мощь свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. Укреп­ляя уз­ни­ка в тер­пе­нии и на­деж­де, свя­ти­тель еще раз яв­лял­ся ему во сне. В тре­тий раз он явил­ся вме­сте со свя­тым Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем на­яву. Свя­той Си­ме­он кос­нул­ся жез­лом це­пей свя­то­го Пет­ра, и же­ле­зо при этом рас­та­я­ло, слов­но воск. Две­ри тем­ни­цы рас­кры­лись, и свя­той Петр вы­шел на сво­бо­ду. Свя­той Си­ме­он Бо­го­при­и­мец стал неви­дим, а свя­ти­тель Ни­ко­лай про­во­дил свя­то­го Пет­ра до гра­ни­цы гре­че­ской зем­ли. На­пом­нив об обе­те, Свя­ти­тель Ни­ко­лай так­же стал неви­дим. Для при­ня­тия ино­че­ско­го об­ра­за при гроб­ни­це апо­сто­ла Пет­ра свя­той Петр ушел в Рим. Свя­ти­тель Ни­ко­лай не оста­вил его без сво­ей по­мо­щи: он явил­ся во сне Рим­ско­му па­пе и рас­ска­зал об об­сто­я­тель­ствах осво­бож­де­ния свя­то­го Пет­ра из пле­на, на­ка­зав па­пе по­стричь быв­ше­го уз­ни­ка в мо­на­ше­ство.

На сле­ду­ю­щий день, при мно­го­люд­ном сте­че­нии на­ро­да во вре­мя бо­го­слу­же­ния, па­па гром­ко ска­зал: «Петр, при­шед­ший из гре­че­ской зем­ли, ко­то­ро­го свя­ти­тель Ни­ко­лай осво­бо­дил в Са­ма­ре из тем­ни­цы, при­ди ко мне». Свя­той Петр пред­стал пе­ред па­пой, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство при гроб­ни­це апо­сто­ла Пет­ра. Па­па учил свя­то­го Пет­ра пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни и дер­жал ино­ка при се­бе. По­том он с бла­го­сло­ве­ни­ем от­пу­стил свя­то­го Пет­ра ту­да, ку­да Бог со­бла­го­во­лит его на­пра­вить.

Свя­той Петр сел на ко­рабль, плыв­ший на во­сток. Ко­ра­бель­щи­ки, во вре­мя оста­нов­ки схо­див­шие на бе­рег, про­си­ли свя­то­го Пет­ра прид­ти по­мо­лить­ся в один дом, где хо­зя­ин и все до­маш­ние ле­жа­ли боль­ные. Свя­той Петр ис­це­лил их сво­ей мо­лит­вой.

Во сне свя­то­му Пет­ру яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и ука­за­ла ме­сто, где он дол­жен был жить до кон­ца сво­их дней – Свя­тую Го­ру Афон. Ко­гда ко­рабль про­плы­вал ми­мо Афо­на, то оста­но­вил­ся сам по се­бе. Свя­той Петр по­нял, что в этом ме­сте ему над­ле­жит сой­ти, и со­шел на бе­рег. Это бы­ло в 681 го­ду. Пре­по­доб­ный Петр про­вел в пу­стын­ных ме­стах Свя­той Го­ры, не ви­дя ни­ко­го из лю­дей, 53 го­да. Одеж­да его ис­тле­ла, а во­ло­сы и бо­ро­да от­рос­ли и по­кры­ли те­ло вме­сто одеж­ды.

В пер­вое вре­мя пре­по­доб­ный Петр мно­го­крат­но под­вер­гал­ся бе­сов­ским на­па­де­ни­ям. Ста­ра­ясь при­ну­дить свя­то­го по­ки­нуть пе­ще­ру, бе­сы при­ни­ма­ли вид то во­ору­жен­ных во­и­нов, то сви­ре­пых зве­рей и га­дов, го­то­вых рас­тер­зать от­шель­ни­ка. Но го­ря­чей мо­лит­вой к Бо­гу и Ма­те­ри Бо­жи­ей пре­по­доб­ный Петр по­беж­дал бе­сов­ские на­па­де­ния. То­гда враг стал дей­ство­вать хит­ро­стью. Явив­шись под ви­дом от­ро­ка, по­слан­но­го к нему из род­но­го до­ма, он со сле­за­ми умо­лял пре­по­доб­но­го оста­вить пу­сты­ню и вер­нуть­ся в свой дом. Пре­по­доб­ный про­сле­зил­ся, но без ко­ле­ба­ний от­ве­тил: «Сю­да ме­ня при­вел Гос­подь и Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, без Ее поз­во­ле­ния я от­сю­да не пой­ду». Услы­шав имя Ма­те­ри Бо­жи­ей, бес ис­чез.

Через семь лет бес пред­стал пе­ред пре­по­доб­ным в ви­де свет­ло­го Ан­ге­ла и ска­зал, что Бог по­веле­ва­ет ему ид­ти в мир для про­све­ще­ния и спа­се­ния нуж­дав­ших­ся в его ру­ко­вод­стве лю­дей. Опыт­ный по­движ­ник сно­ва от­ве­тил, что без по­ве­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри не по­кинет пу­сты­ни. Бес ис­чез и боль­ше не смел при­сту­пать к пре­по­доб­но­му. Ма­терь Бо­жия яви­лась пре­по­доб­но­му Пет­ру во сне вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем и ска­за­ла му­же­ствен­но­му от­шель­ни­ку, что каж­дые 40 дней Ан­гел бу­дет при­но­сить ему небес­ную ман­ну. С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Петр 40 дней по­стил­ся, а на со­ро­ко­вой день под­креп­лял­ся небес­ной ман­ной, по­лу­чая кре­пость на даль­ней­шее со­ро­ка­днев­ное воз­дер­жа­ние.

Од­на­жды охот­ник, гнав­ший­ся за оле­нем, уви­дел на­го­го че­ло­ве­ка, об­рос­ше­го во­ло­са­ми и пре­по­я­сан­но­го по чре­с­лам лист­вой. Он ис­пу­гал­ся и бро­сил­ся бе­жать. Пре­по­доб­ный Петр оста­но­вил его и рас­ска­зал о сво­ей жиз­ни. Охот­ник про­сил поз­во­ле­ния остать­ся с ним, но свя­той ото­слал его до­мой. Пре­по­доб­ный Петр дал охот­ни­ку год для са­мо­ис­пы­та­ния и за­пре­тил рас­ска­зы­вать о встре­че с ним.

Через год охот­ник воз­вра­тил­ся с бра­том, одер­жи­мым бе­сом, и дру­ги­ми спут­ни­ка­ми. Ко­гда они во­шли в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Пет­ра, то уви­де­ли, что он уже пре­ста­вил­ся к Бо­гу. Охот­ник с горь­ким пла­чем рас­ска­зал сво­им спут­ни­кам о жиз­ни пре­по­доб­но­го Пет­ра, а его брат, как толь­ко при­кос­нул­ся к те­лу свя­то­го, по­лу­чил ис­це­ле­ние. Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся в 734 го­ду. Его свя­тые мо­щи на­хо­ди­лись на Афоне в оби­те­ли свя­то­го Кли­мен­та. Во вре­мя ико­но­бор­че­ства они бы­ли со­кры­ты, а в 969 го­ду пе­ре­не­се­ны во Фра­кий­ское се­ле­ние Фо­то­ка­ми. С име­нем пре­по­доб­но­го Пет­ра Афон­ско­го свя­зан свя­щен­ный за­вет Ма­те­ри Бо­жи­ей о сво­ем зем­ном уде­ле – Свя­той Го­ре Афон, ко­то­рый и по­ныне оста­ет­ся в си­ле: «Во Афон­стей Го­ре бу­дет по­кой его, то бо есть жре­бий Мой от Сы­на Мо­е­го и Бо­га, дан­ный Мне, да от­лу­ча­ю­щий­ся мир­ских молв и ем­лю­щий­ся ду­хов­ных по си­ле сво­ей по­дви­гов, ве­рою же и лю­бо­вию от ду­ши при­зы­ва­ю­щий имя Мое, та­мо вре­мен­ное свое жи­тие про­во­дят без пе­ча­ли, и Бо­го­угод­ных ра­ди дел сво­их жизнь веч­ную по­лу­чат: зе­ло бо люб­лю то ме­сто и хо­щу на том умно­жи­ти чин ино­че­ский, и ми­лость Мо­е­го Сы­на и Бо­га иму­щим та­мо ино­че­ство­ва­ти не ра­зо­рит­ся во ве­ки, аще и они со­блю­дут спа­си­тель­ныя за­по­ве­ди; и рас­про­стра­ню их в Го­ре на юг и се­вер, и воз­об­ла­да­ют ею от ми­ра до ми­ра, и имя их во всей под­сол­неч­ной хваль­но со­тво­рю и за­щи­щу тех, иже та­мо тер­пе­лив­но в пост­ни­че­стве под­ви­за­ти­ся бу­дут».

Источник Азбука.ру