Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор: Святой мученик Иоанн Воин – духовный код каждого православного христианина

12 Августа 2022

Сегодня, 12 августа, в день памяти святого мученика Иоанна Воина, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме его имени, расположенном в посёлке Сады Придонья Городищенского района.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Городищенского округа иерей Алексий Суханов, настоятель храма иерей Анатолий Омельченко, иерей Максим Александровский, иерей Андрей Кононов.

На торжественное богослужение собрались постоянные прихожане, жители поселка, руководство и сотрудники агропромышленного холдинга, при котором действует православный приход. На службе присутствовали президент компании «Сады Придонья» Андрей Самохин и вице-президент компании Иван Самохин.

Глава Волгоградской епархии каждый год посещает этот приход, чтобы возглавить престольный праздник. Духовенство и миряне вместе со своим архипастырем прошли Крестным ходом вокруг храма. Было совершено славление перед иконой святого мученика Иоанна Воина.

В завершение богослужения отец настоятель иерей Анатолий Омельченко приветствовал правящего архиерея: «Мы благодарим Вас, что Вы нашли возможность посетить наш престольный праздник. От всей души хочу поблагодарить за Ваше архипастырское попечение и пожелать крепкого здоровья, молитвенной помощи святого мученика Иоанна Воина, который всегда являлся великим чудотворцем и поборником православия. Многая лета Вам, Ваше Высокопреосвященство!»

Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом: «Всех вас сердечно приветствую с этим спасительным днем, с малой Пасхой, престольным праздником – днем памяти святого мученика Иоанна Воина.

Имя сегодняшнего дня по существу является нашим духовным паролем, духовным кодом всякого православного христианина. Давайте подумаем: святой мученик Иоанн Воин…

Святой – каждый из нас призван к святости. Человек создан святым и для святой жизни, и Господь наш Иисус Христос говорит Своим ученикам и всем Его последователем, а значит, и нам с вами: «Будьте святы, якоже Отец ваш Небесный свят».

Мученик – мы сегодня слышали с вами, что Господь объявил: «В мире будете иметь скорбь». (Мф. 16:33) Человек сам принял в себя и в этот мир грех. И теперь в этом мире живет не только благодать Божия, не только любовь, но и грех, ненависть и зло. И это зло постоянно нас мучает, искушает, уничтожает и, в конце концов, приводит нас к телесной смерти, а некоторых – и к духовной смерти. Всякий человек, казалось бы, мученик. Мы все терпим, болеем, страдаем от различного рода искушений, но святые ли мученики мы? Это небольшой, но очень важный и принципиальный вопрос, ибо как говорит апостол Павел, не всякий воин на поле брани увенчивается за страдания, но тот, кто страдает законно: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». (2Тим.2:5)

Что значит для нас «законно страдать»? Если ты украл и сел в тюрьму, а там страдаешь – ты не мученик Христов, ты страдаешь за свою жадность, за свою глупость, но не за Христа. А вот если ты попал в тюрьму за исповедание Православной веры и претерпеваешь точно такие же страдания и мучения, то ты именно мученик Христов, потому что ты их терпишь не за свои грехи, не за свои преступления, а за свою верность Богу.

 Мы с вами задаемся вопросом: За что мы в жизни терпим? А терпеть приходится много и от ближних, и от дальних, и от родных, и от сотрудников… Как говорил апостол Павел, и от братии, и от лжебратии. И мы должны терпеть, как Христос терпел и заповедал всем нам.

Вот это и говорит о том, какие мы мученики – Христовы или нет? Как мы терпим – ради Христа, по Христу или нет? Два разбойника были распяты со Христом – справа и слева, одесную и ошую. Оба терпели одинаковые страдания, но только один вошел в Царствие Небесное, а второй нет.

И так, мы должны быть святыми мучениками.

Воин – как же по-другому, мы постоянно воюем. С кем мы только не воюем! И с детьми, и с родителями, и с начальниками, и с подчиненными. Каждый сам выбирает поле брани для себя. Но об этом ли поприще говорит апостол Павел? Нет! Он говорит совершенно о другом. Он говорит, что мы должны воевать не против плоти и крови, то есть, не против человека – нашего ближнего, каким бы он ни был, а против духов злобы поднебесной, против дьявола и его клевретов, которые и являются первопричиной греха в человеческом обществе и человеческой жизни. Они нас стравливают друг на друга, как собак, а со стороны смотрят и наслаждаются, как мы воюем друг с другом, утешаемся и упиваемся этой войной. Но в ней нет ничего христианского. А перенести эти ненависть, гнев, эту возбудительную силу в духовную плоскость, воевать со своими страстями, в которых мы видим имя того первоначальника греха  дьявола – вот и есть настоящее духовное воинство.

И так, святым мучеником воином должен быть каждый из нас.

«Но почему же Иоанн? — скажете вы. —  Почему не Василий или кто-то другой?»»

В переводе с еврейского имя «Иоанн» означает благодать Божия.

Благодатью был создан и спасается этот мир. Это нетварная Божественная энергия, в которой Бог являет Себя человеку. Она дает силы преодолевать грех, дает возможность соединиться с Богом.

«Эта благодать, — продолжил митрополит Феодор, — врачует немощные, восполняет оскудевающие, наставляет нас на всякую истину и на всякое дело благое. Как учит нас преподобный Серафим Саровский, это и есть задача христианской жизни – стяжать благодать Святаго Духа, то есть Самого Бога, в своем сердце, его сокровищницу. «Чадце, — говорит преподобный Серафим, — стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот та благодать, которая будет пребывать в тебе, которая не только тебя исцеляет, восполняет, просвящает и утверждает на всякую Истину, но и всех тех, жизни которых ты каким бы то ни было образом сопричастен– через родственные связи, через сотрудничество на ниве земного послушания или через духовные скрепы. Господь желает спасти всех, ищет любую возможность, чтобы нас соединить в Своей любви, соединить нас всех во Христе. Мы совершенно по-другому начинаем понимать слова Христа «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), если вы не пребываете в благодати Господней».

Но что такое человек без благодати? Это пустышка, фантик… Или это тщеславный, надменный несчастливец, который все приписывает себе, причиняет страдания всем, с кем он соприкасается, а в первую очередь самому себе. Или это просто сухой лист, который сгорает от земных искушений.

Вспомним самого Богоглаголевого апостола, который был терзаем различными скорбями и искушениями, но еще и от некоего сатанинского аггела. Он просил Бога, чтобы Тот отъял от него этого мучителя. Но Христос сказал: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2Кор. 12:9)

О какой же немощи идет речь? О психологической. О той самой, когда человек признает себя немощным. До тех пор, пока он бьет себя в грудь и говорит: «Я могу, я планирую, я стараюсь развиться, завоевать новые горизонты, мои поля, мои луга…», он все делает без Бога. Как говорит преподобный Оптинский старец, лишь только дунет ветерок, как тут же человек превращается в некоего жучка, который вцепился за ветку, и шепчет: «Господи, только не стряхни! Только бы то, что приобрел, не потерять, сохрани!» Он исповедует свою немощь, он уже не кричит «Я, я…» Без Бога никто, ничего. «Ты, Господи, все! Потерпи меня, помилуй меня, не выдай меня этим извергам!»

Господь смиряется нашему смирению и дает нам снова и снова Свою любовь, Свою благодать, Свою милость.

Вот и мы, возлюбленные, в сегодняшний день, равно как и во все дни, будем помнить, что наш духовный плод — святой мученик Иоанн Воин. Постараемся пронести его через всю нашу жизнь, и какая бы ситуация в нашей жизни ни сложилась, зададим себе вопрос: «ты кто?» Если мы правильно ответим, то все в жизни преодолеем, все претерпим и достигнем того самого, что нам Господь уготовал еще от сложения мира – Небесное Царство Своей Божественной любви, где уже не будет никакой болезни, никакой скорби, никакого тягостного воздыхания, никаких искушений, но только радость и любовь вечная.

Аминь».

Фото Таисии Анкиной