Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Феодор: Если человек не принимает истину, то он является ее гонителем

30 Октября 2022

Сегодня, 30 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобномученика Андрея Критского, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в Свято-Духовском мужском монастыре города Волгограда.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастыря, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии игумен Христофор (Казанцев), иеромонах Прохор (Куксенко), иеромонах Пантелеимон (Индык), иеромонах Геронтий (Потапов).

Проповедь перед Причастием произнес игумен Христофор (Казанцев).

В 2021 году 23-24 сентября на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение ежегодно 30 октября совершать на территории России заупокойные богослужения обо всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины (журнал № 70).

Сегодня, по завершении Литургии, глава Волгоградской епархии совершил панихиду. Верующие вместе со своим архипастырем молитвенно почтили память всех православных христиан, безвинно убиенных богоборцами, безвинно пребывавших в заключении.

После богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

«Сегодня мы вспоминаем всех, усопших или убиенных во дни лихолетия, понесших страдания в изгнании. В отрывке апостольского послания, который мы слышали сегодня, апостол Павел рассказывает о том, что он сам был когда-то гонителем на молодую только что образовавшуюся Христову Церковь. Но потом произошла удивительная, судьбоносная для него встреча с Господом, и он совершенно изменил свою жизнь — из гонителя стал проповедником, апостолом, при чем, как он сам говорит, потрудившемся больше других апостолов.

Каждый человек, каждый христианин — или гонитель Христа или проповедник Христа. Гонение выражается не только в явном процессе — мучения, убийства, но и в нашей, казалось бы, православной жизни – жизни верующего человека. Если он живет в Духе и Истине, по вере и делами своими эту веру подтверждает и утверждает, то он – истинный проповедник и апостол. А если он не принимает истину, то он является ее гонителем. Бывает, что истина приходит к нам очень тихо, смиренно и незаметно, как Сам Христос. Это может быть нуждающийся, который просит у нас помощи, милостыни, это может быть какой-то наш ближний, которого мы не хотим потерпеть, держим на него обиду.

Это может быть самое простое исполнение христианского долга, начиная от молитвенного правила и заканчивая проявлением жертвенной любви. Если мы что-то из этого не принимаем, то значит мы не принимаем Христа, Его истину, и получается, что мы в духовном смысле являемся гонителями. Отчего же это происходит?

В сегодняшнем Евангельском отрывке апостол и Евангелист Лука передает нам притчу Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле. Сеятель – это Сам Христос, Который Свои Божественные слова о спасении нашей души, о Небесном Царстве сеет в наши сердца, но почва наших сердец неоднородна и по-разному способна воспринимать посеянное слово. Некоторые сердца Иисус уподобляет придорожной земле – это человек, который не изменил свой жизненный путь и потому его спутники – демоны, легко крадут это Божественное семя, и человек остается нищим и бесплодным.

Другой образ человеческого сердца – это каменистая почва. Хотя среди камней есть немного земли, и семя попав туда всходит, но не имеет возможности укорениться. Вот так человек с сердцем, окамененным нечувствием, с радостью услышал, с радостью принял, но не может усвоить в себе эту Божественную истину. Он живет больше по чувствам. Захотелось ему Евангелие почитать – он почитал, захотелось телевизор посмотреть – посмотрел. У него всё по желанию и нет никакого корня – сегодня так, завтра так… Но придут гонения, придут искушения, и он бросит Церковь, снимет с себя крестик и сам станет гонителем, как это было в истории Русской Церкви и в нашей общей истории.

Следующий образ человеческого сердца – земля в тернии, в сорняках, которые есть образ многопопечения, тех самых плевел, которые сеет дьявол. Но он сеет не семя жизни, а семя вечной погибели.  Такие люди не могут принести добрый плод, потому что привязанность к благам временной жизни у них больше. Эта любовь заглушает в них истинную любовь – духовную. Здесь же подразумеваются различные лжеучения, ошибочные понятия о вере, о Боге, о человеке.

И лишь только некоторые имеют добрую землю. Семя туда попадает и приносит хороший плод.

У Евангелиста мы слышим, что и добрая земля не одинаково добра – «одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». (Мф. 13:8) От чего же это зависит? От того, как мы с вами возделываем землю нашего сердца. От того, насколько тщательно мы пропалываем сорняки, убираем камни, на сколько мы способны воспринять этот потенциал.

Сегодня мы обращаем свой мысленный взор в глубину нашего сердца, стараемся понять – какого же качества наша сердечная земля? Мы выйдем из храма и сразу же забудем о том, что мы здесь слышали, чувствовали, о чем молились? Или какое-то время в нас это проживет? Может быть станет причиной добрых поступков, добродетелей… Семя, упавшее в землю, нуждается в покое, чтобы возрасти. Если его трогать, шевелить, выкапывать, оно останется бесплодным. Так и духовное семя требует тишины, оно должно усвоиться нашим умом, нашим сердцем, нашей чувственной природой. Тогда уже это отразится в нашей деятельной жизни.

Будем, дорогие братья и сестры, тщательно следить за чистотой наших сердец. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, есть только одно место, на котором Христос принимает любую жертву – это сердце покаянное и сокрушенное. Будем возделывать наши сердца в покаянии, чтобы принести добрый плод и в этой жизни, и в жизни будущего века».