Новости Волгоградской митрополии

Ярославские колокола на волгоградской земле

5 Декабря 2022

В конце ноября 2022 г. в хуторе Новомаксимовский Суровикинского района Волгоградской области одним из его жителей из земли были извлечены два церковных колокола. Заведующую отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея Ирину Талдыкину привлекли в качестве специалиста по истории православия в крае.

Что удалось выяснить, используя документальные источники? Судя по всему, эти два колокола принадлежали Покровской церкви ст. Верхне-Чирской 2-го Донского округа Области Войска Донского, находящейся в 9 верстах от окружной станицы. Всего же на её колокольне били 8 колоколов, но судьба других осталась неизвестной.

В начале 70-х гг. XX в. в станице было 299 дворов и 49 отдельных изб, проживало 1395 человек, из них 675 человек мужского пола, в том числе 2 потомственных дворянина, 7 личных дворян, 2 лица духовного звания, 620 казаков, 17 мещан, 24 крестьянина, 24 крестьянина, 3 отставных солдата; и 720 женского пола, в том числе 3 потомственные дворянки, 7 личных дворянок, 2 члена семьи духовного звания, 677 казачек, 9 мещанок, 21 крестьянка, 1 солдатка. В станице регулярно на сходах казаки избирали правление во главе с атаманом.

Краткую историю православия в станице описала известный ростовский исследователь А.В. Шадрина. На рубеже XVII – XVIII вв. в станице была построена небольшая часовня во имя святителя Николая Чудотворца, при которой служил священник Никита Иванов, умерший около 1710 г. После него не было священника целых 12 лет. В 1732 г. казаки поставили деревянную однопрестольную Покровскую церковь. В 1763 г. благочинный города Воронежа священник Баженов в своем отчете о состоянии церкви Верхне-Чирской станицы доносил епископу Тихону: «Крыша крайне ветха, от чего бывает течь в церкви, напрестольная одежда кумачная, на Евангелии оболочка и губа антиминса ветхи, лжица черна, дароносица медная, устава, месячных миней, толкового Евангелия и Нового Завета не имеется, риз трое, из коих двое ветхи и изодраны…». В 1764-м году священником был Евфимий Тимофеев. 25 мая 1839 г. сход принял решение о необходимости строительства нового храма и сборе средств. В 1850 г., «вследствие ветхости», в церкви купол и потолок были близки к падению; начата на другом месте постройка новой деревянной церкви.

Наконец, в 1854 г. была построена новая деревянная церковь, но она, еще не будучи освященной, сгорела 4 декабря 1858 г. До 13 декабря 1866 г. станица не имела храма, а службы велись в частном доме.

В 1866 г. прихожане возвели на свои средства новую деревянную церковь. В 1904 г. её перенесли на новое место «по случаю отвала яра р. Дон» и несколько расширили на войсковые средства. В 1908 г. церкви принадлежали: деревянная караулка и здание церковноприходской школы.[1] Рисунок храма помещен в книге известного волгоградского историка С.И. Рябова.[2]

Причт состоял из 1 священника, 1 дьякона, 1 псаломщика, 1 пономаря и церковного старосты, просфорни. Имелось ещё одноклассное приходское училище (в 1900 г. почётный блюститель Евстафий Григорьевич Золотов, законоучитель священник Леонтий Колышкин, учитель Матвей Иванович Пономарёв).

Церковь разрушили во время гонений на веру в конце 30-х годов XX в. Небольшие колокола, вероятно, успели спрятать. Самый большой, по воспоминаниям старожилов, пережил Великую Отечественную войну, но в конце 40-х гг. XX в. был увезен, скорее всего на переплавку.

А эти два колокола (диаметром 62 и 84 см) в относительной сохранности были спрятаны в сундуке, от которого остались только истлевшие фрагменты. Судя по надписям, они были отлиты на колокололитейном заводе Товарищества Оловянишниковых в г. Ярославле, который славился по всей России. Его колокола звонили в храмах и монастырях губернских городов, в селах и станицах, деревнях Центра, Юга, Севера России и Дальнего Востока. Их любили за благозвучность и мелодичность, внешние колокольные поверхности имели богатый орнамент, рисунки разнообразны и привлекательны, это тоже нравилось заказчикам. Каждый колокол представлял собой единственное в своем роде произведение колокололитейного искусства. Владеть колоколами Оловянишникова было престижно, особенно когда пошли заказы на них для придворных церквей, и не только в России, но и Зарубежья.

Как сообщила Ирина Талдыкина, в результате проведенных исследований стало возможным точно определить в какое период времени были приобретены эти колокола для Покровской церкви. На них имеется медальон с изображением императора Александра III и литой царский герб. Заводу Оловянишниковых разрешили изображать Государственный герб России с 1886 г. — это высшая награда страны была получена на Московской Всероссийской выставке и подтверждена через десять лет на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 г. Годы правления императора Александра III (13 марта 1881 – 1 ноября 1894 гг.). Поэтому можно точно установить, что колокола для станичного храма были приобретены в период с 1886 по 1894 гг.

В 1913 г. Оловянишниковы получили особо почетный заказ. В Санкт-Петербурге возводился храм-памятник 300-летию царствующего Дома Романовых. На ярославский завод поступил заказ сделать ансамбль колоколов для храма, каждый из которых был посвящен одному из членов царской династии. На колоколах — литые барельефы в виде медальонов с портретами. На противоположной стороне — изображение герба Дома Романовых.

Найденные колокола принесли в храм Покрова Божией Матери хутора Новомаксимовский (станица Верхне-Чирская попала под затопление при заполнении Цимлянского водохранилища), и настоятель иерей Евгений Левшин сейчас отправил их на реставрацию в Москву. Новый храм построили на пожертвования жителей и земляков из разных городов страны и освятили 15 октября 2011 г. Жители хутора в перспективе хотят отреставрировать находку и поместить в этот храм, чтобы колокола со старой казачьей церкви звонили, как преемники православной веры, с колокольни новой церкви во имя Покрова Божией Матери.

Интересно, что несколько лет назад Цимлянское море сильно отступило от берега, обнажив надгробие упомянутого выше бывшего настоятеля местного храма – священника Леонтия Колышкина. А один из меценатов, строивший новую святыню – Александр Елисеев, оказался потомком отца Леонтия. Недавно надгробие перенесли и установили рядом с выстроенным храмом – в назидание и память о священнослужителе. Ещё примечательно, что сейчас на храме бьёт колокол, выплавленный из снарядных гильз времён Великой Отечественной войны. Местный житель Дмитрий Пастухов долго собирал их в окрестностях, а затем пришёл к батюшке за советом – как использовать эти отголоски ушедших сражений? И отец Евгений благословил отлить из них колокол для церкви и сам повёз их в Воронеж. Тамошний мастер сначала посчитал, что из-за большой примеси железа в исходном материале 260-килограммовый колокол звучать не будет. Но, в итоге, звук получился поразительно высоким и громким и далеко разносится по всей округе. Затем из гильз отлили ещё один колокол – поменьше, походный, как в старину было у казаков. Надеемся, все они, и старинные, и современные, будут бить в унисон!

Сергей Иванов, историк, кандидат философских наук

[1] Шадрина А.В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии конец XVII века – 1920 г. Справочник / Отв. редактор А.В. Венков. – Ростов н/Д: Антей, 2014. С. 84

[2] Рябов С.И. Область войска Донского. Второй Донской округ. (Поселения и население). — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2020.