Новости Волгоградской митрополии

20 июля — память преподобной Ефросинии (в миру Евдокии), великой княгини Московской

20 Июля 2023

Преподобная Евфросиния (в миру Великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини. 18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с Великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского Великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».

Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.

В августе 1380 года, отправляясь в поход против Мамая, Великий князь Димитрий оставил Евдокию с сыновьями Василием I и Юрием (Георгием) в Москве. В «Сказании о Мамаевом побоище» отмечается, что вместе с женами бояр, плача, она провожала мужа в поход и молилась Богу, прося о ниспослании победы над врагами. В летописном повествовании говорится, что Великая княгиня молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити».

16 мая 1389 года, после кончины супруга, Великая княгиня Евдокия не стала принимать монашество, к чему стремилась ее душа, но за малолетством большинства своих сыновей осталась в миру. Согласно рассказу Степенной книги втайне от окружающих под пышной великокняжеской одеждой она носила власяницу и тяжелые вериги. Каждый день Великая княгиня молилась в приходских храмах или монастырях. Проводя строгую аскетическую жизнь, Евдокия Димитриевна в соответствии со своим саном принимала участие в боярских советах и пирах. Вокруг нее стали распространяться слухи и клевета, которые достигли ее любимого сына князя Юрия Димитриевича. Евдокия Димитриевна вынуждена была открыть правду. Она сняла перед ним часть великокняжеских одежд, и сын увидел, что его мать носила вериги, а тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Великая княгиня запретила князю Юрию Димитриевичу думать о мести и просила никому не рассказывать о том, что он видел.

Все свои богатства Великая княгиня отдавала на богоугодные дела, устроение храмов и монастырей. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году. Церковь была освящена в присутствии всех сыновей княгини.

С именем Великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, Великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание о вступлении Великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа Великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.

Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига Великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой Великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она отошла ко Господу на 54-м году жизни. Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.

Вознесенский храм стал усыпальницей Великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других Великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел Мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) в 20-е годы XIX века поднял вопрос о совершении служб преподобной Евфросинии, соединившей подвиг гражданского служения своему народу и Отечеству с монашеским подвигом.

Но хотя, как повествует сказание, преподобная Евфросиния вскоре после кончины была «удостоена прославления», почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.

В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.

Источник: Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015

Тропарь преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 8

По земне?м вдовстве? Небе?сному Жениху? себе? уневе?стивши/ и в кня?жестем черто?зе подви?жнически пожи?вши,/ по?слежде и черто?г, и чад твои?х/ Бо?га ра?ди оста?вила еси?, преподо?бная Евфроси?ние,/ и вше?дши во оби?тель, тобо?ю созда?нную,/ во и?ночестем о?бразе мно?ги по?двиги показа?ла еси?,/ и свято?е твое? житие? по благода?ти Бо?жией блаже?нною кончи?ною увенча?ла еси?./ И ны?не, предстоя?щи Христу? Бо?гу,// моли? спасти?ся душа?м на?шим.

Кондак преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 2

Вся кра?сная ми?ра сего?, я?ко су?етная презре?вши,/ и те?ло твое? посто?м и бде?нием изнури?вши,/ непреста?нными моли?твами Бо?гу угоди?ла еси?,/ преподо?бная Евфроси?ние,/ и, дар исцеле?ний от Него? прия?ти сподо?бльшися,/ слепо?му прозре?ние, и мно?гим неду?жным исцеле?ние дарова?ла еси?./ Те?мже ра?достно взывае?м, глаго?люще:// сла?ва Бо?гу, прославля?ющему святы?я Своя?.

Молитва преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской

О, преподо?бная княги?не Евфроси?ние, до?брая в жена?х подви?жнице, прехва?льная уго?днице Христо?ва! Приими? моле?ние от нас, недосто?йных, с ве?рою и любо?вию к тебе? припа?дающих, и те?плым к Бо?гу хода?тайством испроси? гра?ду Москве? и лю?дем от бед и напа?стей сохране?ние, споспеше?ствуй, я?ко чадолюби?вая ма?ти, ча?дом, тобо?ю собра?нным, понести? и?го Христо?во во благоду?шии и терпе?нии и до?бре подвиза?тися ко исправле?нию жития? своего?, е?же ко спасе?нию; в ми?ре благоче?стно живу?щим испроси? у Го?спода в ве?ре тве?рдость, во благоче?стии преспе?яние и всем, с ве?рою прибега?ющим к тебе? и твоея? прося?щим по?мощи и заступле?ния, подава?й всегда? неду?гов исцеле?ние, в ско?рбех утеше?ние и во всем житии? благопоспеше?ние, наипа?че же умоли? Го?спода в ми?ре и покая?нии земно?е житие? преити? нам, мыта?рств го?рьких и мук ве?чных изба?витися и Ца?рство Небе?сное твои?м хода?тайством получи?ти, иде?же ты со все?ми святы?ми Го?споду предстои?ши, да всегда сла?вим Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и в безконе?чныя ве?ки. Ами?нь.